Найти тему
Конец истории

Как научиться учиться? — постановка проблемы. Книга Ульриха Бозера

Оглавление

Первая часть

Современный мир, мир цифровой эпохи, переполнен огромным количеством информации, которое модно теперь называть информационным шумом. Материалы и статьи, содержащиеся в интернете, увы, далеко не всегда являются качественными и достоверными, а их избыток пугает, мешает фокусироваться на чем-то одном и находить нужную информацию точечно. Факт, неизбежно вызывающий ощущение противоречивости, — информационное обилие отдаляет всех энтузиастов-самоучек от заветной цели как следует изучить и усвоить что-то новое. Однако, учитывая этот факт, стоит ли ставить крест на самообразовании и совершенствовании своих способностей? Никак нет.

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Подстроиться под текущие тенденции технологического развития и обратить разнообразие и хаотичность фактов в исключительное для себя преимущество поможет грамотная организация процесса обучения. Научиться пользоваться набором знаний, хранящихся на просторах интернета — вот ключевая задача для современного человека, и вместе с тем центральная тема для обсуждения среди экспертов в области искусственного интеллекта/

Чек-лист

К примеру, в недавнем телеграм-посте «Сиолошная» Игорь Котенков делится краткой выжимкой из заключительной части интервью Andrej Karpathy and Lex Fridman, суть которой зацепила эксперта тем самым животрепещущим вопросом наших дней: «Как стать успешным и развиваться?»

В посте тезисно перечисляются условия, благодаря которым новые начинания перестанут казаться невыполнимой практикой: правильная фокусировка, концепция «10 000 часов», отслеживание собственного прогресса с оглядкой на вчерашнего себя, принятие ошибок и так далее. К этому посту Котенков также прикладывает отрывок из собственного интервью, в котором затрагивает тему методов обучения. Здесь звучит наставление задавать вопросы, какими бы глупыми они не казались, с поэтапным чек-листом:

  1. Четко формулируешь проблему
  2. 10 минут думаешь сам
  3. 20 минут ищешь в интернете
  4. Если не нашёл ответ, задаёшь вопрос

Все эти указания непрерывно циркулируют в интенциях специалистов, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с преподаванием. Аналогичным (но более объемным) мануалом подобного характера является книга Ульриха Бозера «Как научиться учиться» (читайте полный обзор здесь), в которой исследователь подробно расписывает этапы качественного подхода к обучению, будь то самообразование или наставничество.

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Парадокс

Любопытный парадокс этой книги — несочетаемость ее основной цели с персональным авторским опытом. Перед нами с одной стороны — название, своей формулировкой предполагающее руководство к действию, а с другой — воспоминания писателя о своих школьных годах, перечеркивающие гарантии того, что в этой книге читатель найдет ответ на поставленный в названии вопрос. Почему?

Бозер с оглядкой на далекое прошлое пишет: «В средней школе я проводил по несколько часов в неделю в группе специального обучения, куда сгоняли всех чудиков и неудачников, не вписывающихся в социум и не справляющихся с программой̆»[1]. В предисловии автор, опираясь на собственный жизненный опыт, создает архетип «зеленоглазого мальчика» — ученика начальной школы, у которого не складываются дела с учебой из-за повышенной рассеянности.

Впрочем, именно неудачи в школе пробудили у юного Ульриха интерес к теме обучения. Благодаря большой работе над собой Бозеру удается поступить в колледж Лиги плюща, а впоследствии построить успешную карьеру в сфере образования. О том, как произвести подобную трансформацию и рассказывает книга «Как научиться учиться» — «руководство для того нестриженого светловолосого парнишки с зелеными глазами — и для всех остальных, кому оно может понадобиться»[2].

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Итак, Бозер разрабатывает собственный системный подход к процессу учения, выделяя шесть главных компонентов:

● Ценность — мы должны любить то, чему учимся, и искренне хотеть этому научиться.

● Цель — задаться вопросом: к какому результату я хочу прийти и какими способами я могу к этому прийти?

● Развитие — оттачивание навыков и улучшение качества своей деятельности

● Расширение — применение навыков практически

● Взаимосвязь — связывание всех отдельных знаний и фактов друг с другом, в одну общую когнитивную картину

● Переосмысление — анализ своих знаний и рефлексия

Какую же роль в процессе познания мира человеком играют цифровые технологии? Ответ Бозера — ключевую и, надо сказать, поворотную. Автор упоминает исследования Бетси Спэрроу, демонстрирующие современный механизм работы мозга, связанной с запоминанием информации. В эпоху диджетализации каждый из нас точно знает: есть вопрос? — открой Google. Эта истина устраняет необходимость «засорять» собственную память новой информацией, ведь эту информацию достаточно сохранить во вкладках браузера, заскринить, скопировать или сфотографировать. Теперь подход к изучению претерпевает значительные перемены, что требует реакции от современного человека.

Заголовки Reels в одной социальной сети пестрят тезисами

«10 нейросетей, которые упростят вам жизнь». В их числе:

● всем известный #ChatGPT с огромным количеством функционала, благодаря которому студенты без труда пишут курсовые и выпускные квалификационные работы, а маркетологи и предприниматели составляют подробные планы проектов и рекламных кампаний;

● Сору.аі, способный создать текст с нуля или усовершенствовать уже готовый;

● #CopyMonkey — нейросеть, работающая с текстами разных форматов, от постов в социальные сети до сценариев и описаний товаров;

Эти и многие другие ресурсы заменяют базовый интеллектуальный труд, который еще не так давно был исключительной прерогативой человека. Теперь, чтобы создать объект искусства, сгенерировать креативную идею или придумать интересный литературный сюжет, не нужно быть гением. Достаточно четко сформулировать техническое задание, загрузить его в #ChatGPT и немного подождать. Вдумайтесь, ведь этот текст тоже вполне бы мог быть сформулирован с помощью нейросети. Между тем плохо ли это, или все же, как изначально предполагалось, хорошо?

Здесь напрашивается самое базовое суждение о том, что ведь искусственный интеллект был создан человеком ради того, чтобы значительно упростить бытовую и профессиональную сферы жизни. Однако на деле, не умаляя неоспоримых достоинств ИИ, с его внедрением в общество человек, помимо упрощения своих задач, создал сам для себя высококонкурентную среду, в условиях которой происходит переоценка ценности прежних навыков и знаний. Планка повышается, но кажется, будто это и есть естественный процесс эволюции. Что ж, мириться с этим или нет — такой вопрос ставить перед собой совершенно бессмысленно. А вот вопрос «Как я могу под это приспособиться?» звучит наиболее актуально для нашего времени. Коротко рассмотрим, как на этот вопрос отвечает Ульрих Бозер, и какие рекомендации он предлагает для того, чтобы научиться учиться, или, вернее, научиться учиться… по-другому.

[1] Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знаний / Ульрих Бозер ; Пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2020. С. 13

[2] С. 15

Подписывайтесь на мой канал "Конец истории". Давайте обсудим

#обзоркниг #какучиться #ai #ml #нейросеть #искусственныйинтеллект #ульрихбозер