В литургическом календаре ЕЛЦИ есть раздел ежедневных чтений. Заглянув туда сегодня, я обнаружил известный текст про самарянина и дискуссию о том, кто же наш ближний.
Эта история (Лк. 10:25-42) всем известна: был иудей, он шел в Иерихон, его ограбили, священники и левиты прошли мимо страдальца, а самарянин его поднял, отвез в гостиницу, обработал раны и заплатил наперед.
Обычно проповедь на этот текст довольна простая: поступай со всеми как добрый самарянин, не проходи мимо, участвуй в судьбе человека и тд. Ну про любовь еще, конечно.
Но обратите внимание на одну деталь: Христос задаёт вопрос «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам». Не странно ли? Нам всегда хочется порассуждать о том, для кого сам попавшийся разбойникам был ближним (очевидно, для того, кто ему помог). Но герой этой притчи - не самарянин (как многим кажется), а «попавшийся». Именно он, как и мы с вами, должен понять, кто для него ближний.
А ответ на этот вопрос очень простой: наш главный