Найти в Дзене

Наш ближний

В литургическом календаре ЕЛЦИ есть раздел ежедневных чтений. Заглянув туда сегодня, я обнаружил известный текст про самарянина и дискуссию о том, кто же наш ближний.
Эта история (Лк. 10:25-42) всем известна: был иудей, он шел в Иерихон, его ограбили, священники и левиты прошли мимо страдальца, а самарянин его поднял, отвез в гостиницу, обработал раны и заплатил наперед.
Обычно проповедь на этот текст довольна простая: поступай со всеми как добрый самарянин, не проходи мимо, участвуй в судьбе человека и тд. Ну про любовь еще, конечно.
Но обратите внимание на одну деталь: Христос задаёт вопрос «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам». Не странно ли? Нам всегда хочется порассуждать о том, для кого сам попавшийся разбойникам был ближним (очевидно, для того, кто ему помог). Но герой этой притчи - не самарянин (как многим кажется), а «попавшийся». Именно он, как и мы с вами, должен понять, кто для него ближний.
А ответ на этот вопрос очень простой: наш главный

В литургическом календаре ЕЛЦИ есть раздел ежедневных чтений. Заглянув туда сегодня, я обнаружил известный текст про самарянина и дискуссию о том, кто же наш ближний.
Эта история (Лк. 10:25-42) всем известна: был иудей, он шел в Иерихон, его ограбили, священники и левиты прошли мимо страдальца, а самарянин его поднял, отвез в гостиницу, обработал раны и заплатил наперед.
Обычно проповедь на этот текст довольна простая: поступай со всеми как добрый самарянин, не проходи мимо, участвуй в судьбе человека и тд. Ну про любовь еще, конечно.

Но обратите внимание на одну деталь: Христос задаёт вопрос «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам». Не странно ли? Нам всегда хочется порассуждать о том, для кого сам попавшийся разбойникам был ближним (очевидно, для того, кто ему помог). Но герой этой притчи - не самарянин (как многим кажется), а «попавшийся». Именно он, как и мы с вами, должен понять, кто для него ближний.

А ответ на этот вопрос очень простой:
наш главный ближний - Бог.

Добрый самарянин - это образ того, что делает для нас Господь. Он общается с грешниками и всеми страждущими (самаряне с иудеями обычно не общались, но для доброго самарянина это не важно), заботится о них, обрабатывает раны, дает пропитание, а дальше он берет на себя плату за все издержки нашей жизни.
«Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» - мне кажется, эти слова мог бы сказать сам Христос, который берет на себя все «издержки» нашей жизни от начала до конца, расплачивается за них на Голгофе.

Притча о самарянине начинается с вопроса о том, как наследовать жизнь вечную. Иисус предлагает вопрошающему вспомнить закон про любовь к Богу и любовь к ближнему. Это тоже важно: сначала - любовь к Богу, потом к ближнему. В ином случае мы будем жить так, как писал о себе Мартин Лютер: «Я пытался вызвать в себе фальшивую и вымученную любовь». Эта притча - не о том ближнем, кому помогаем мы (что тоже важно), но о том ближнем, кто помогает нам. И делает это не из логики человеческих поступков, а из абсолютной и безусловной любви. Иисус Христос - это ближний для каждого из нас, это наш добрый самарянин, который вытаскивает нас из любой ситуации, исцеляет наши раны - душевные, и физические, и платит за наше исцеление. Только понимая это, мы откроем для себя, что значит "возлюби ближнего своего как самого себя": как Иисус любит нас и является ближним для каждого, так призваны поступать и мы. Без Христа наши попытки кого-то любить и заставить себя о ком-то заботиться будут всегда вымученными и фальшивыми.

Что вы думаете об этой притче?