Найти тему

РНБК Только вперед!

Выпуск 1(7) 2019

Балетные понедельники: - Как родилась идея создания «Национального Шоу России «Кострома»?

Елена Царенко: - Это было много лет назад, в 93-94 году. Тогда мы часто летали на Кипр, где принимали участие в международных фестивалях. Кипр был совершенно другой, он был такой фольклорный, национальный, на площадях стояли печи и столы, мы готовили клефтико (традиционное кипрское блюдо - примеч. ред.), танцевали в костюмах, общались с артистами из других стран, смотрели различные национальные шоу и видели, насколько интересна российская культура отдыхающим. Музыка, солнце, море! Мы мечтали сделать свое шоу именно там, в атмосфере праздника и дружбы народов. Шоу должно было стать историческим.

Заслуженный деятель искусств РФ ЮРИЙ ЦАРЕНКО и Заслуженный работник культуры РФ ЕЛЕНА ЦАРЕНКО. Создатели «РНБК»
Заслуженный деятель искусств РФ ЮРИЙ ЦАРЕНКО и Заслуженный работник культуры РФ ЕЛЕНА ЦАРЕНКО. Создатели «РНБК»

Помимо романтических целей, мы преследовали и цели земные. Поскольку балет существует в форме автономной некоммерческой организации, выстраивая отношения на уровне государственного и частного партнерства, мы должны были найти способ зарабатывать бюджет для коллектива.

Б.П.: - Однако 15 лет ваше шоу работает в Москве. Вы отказались от своей мечты сделать свое шоу на Кипре?

Е.Ц.: - Конечно, нет. Мечта стала нашей целью. А вот ее воплощению послужили несколько судьбоносных событий.

Первым из них стало знакомство на Кипре с очень влиятельным бизнесменом, который поверил в наше дело и захотел помочь. Он поручил компании PricewaterhouseCoopers (ПрайсуотерхаусКуперс) разработать проект создания и продвижения нашего шоу на Кипре, как говорится, в морозных условиях, с нуля. После первых маркетинговых исследований выяснилось, что на Кипре нет площадки, вмещающей 50 артистов и те масштабы, которые мы хотели бы представлять в шоу, поэтому для балета проще было построить новую сцену. Мы ездили на встречи, общались с опытными аудиторами этой компании, участвовали в совещаниях, где просчитывалось все: строительство концертного зала, сезонность, рентабельность, капитализация расходов, мебель, оборудование, электричество, проживание труппы и многое-многое другое.

Результатом стал проект «Кострома дансинг холл», разработанный ведущей международной аудиторской компанией. Именно он лег в основу создания «Национального Шоу России «Кострома» в Москве.

Но не буду забывать о творческой составляющей. На протяжении всего времени мы активно работали над созданием новой программы «Загадочная Русь». Это была вторая крупная премьера балета, которая состоялась в 1999 году на самой популярной в то время сцене Москвы – в концертном зале «Россия». Яркая, масштабная, одновременно сказочная и былинная программа стала плодом труда многих людей. Мы были на таком творческом подъеме, настолько одержимы идеей создания своего шоу, что постепенно вокруг нас образовался круг профессионалов, которые верили в успех нашего дела и всеми возможными способами старались помочь. Это было время знакомства с нашими сегодняшними партнерами: режиссерами, композиторами, аранжировщиками, художниками по свету, лазерной анимации, видеопроекции - с людьми, с которыми дружим и сотрудничаем до сих пор. Среди них - актриса, режиссер и продюсер Лина Арифулина, композитор Алексей Гарнизов, рекламное агентство «Артефакт»… Для нас было все впервые, многое приходилось познавать в процессе: как размещать рекламу, что такое пиар, саймоны, ролапы, пресс-релизы, как выстраивать партнерские отношения и т. д.

В день премьеры о спектакле «Загадочная Русь» говорили все центральные телеканалы. Тогда мы наработали огромный творческий и продюсерский ресурс, приобрели бесценный профессиональный опыт, и это так же стало предтечей к созданию «Национального Шоу России «Кострома».

-2

Б.П.: - Почему же все-таки в Москве?

Е.Ц.: - Возвращаясь к вопросу. В те годы, как и сейчас, мы много гастролировали. На одних из таких гастролей, это было в Австралии, к нам после спектакля подошли зрители и спросили: «Где это шоу можно посмотреть в России?». Ответ подсказывало само время. Политическая обстановка менялась, ситуация в сфере туризма была очевидна – отдыхающие интересовались культурой тех стран, где путешествуют. Также обстоял вопрос и с Кипром. Туда туристы ехали, чтобы насладиться пляжным отдыхом и экзотикой самобытной этнокультуры, что я считаю вполне естественно.

Мы решили делать свое собственное шоу в России! Местом его проведения, конечно, должна была стать столица. У нас был выбор из двух крупнейших центров страны Санкт-Петербурга и Москвы.

Вначале мы хотели продолжить путь наших давних друзей Ансамбля танца Сибири, которые на протяжении многих лет работали в Петербурге в сезон отпусков. В театре «Карнавал» на Невском проспекте (театрально-концертный комплекс «Карнавал» - прим. ред.) состоялась первая мини-премьера «Национального Шоу России». Все прошло успешно, зрители были в восторге. Но как оказалось в культурной столице уже были коллективы, работающие в жанре народной хореографии для иностранных туристов, в Москве же, как ни странно, эта ниша была не занята. Так мы выбрали Москву, которую предстояло завоевывать, конкурировать уже не с маленькими фольклорными коллективами, а с «Большим театром» и «Цирком Никулина», давно являющимися всемирно известными брендами России.

Б.П.: - Трудно было найти площадку для своего шоу?

Е.Ц.: - Было нелегко. Мы начинали с нуля, были первыми на столичном рынке в жанре народной хореографии без опыта и примера подобной работы с интуристами. Все приходилось изучать методом проб и ошибок. Очень большую роль в нашем становлении сыграли люди, с которыми мы познакомились во время премьеры спектакля «Загадочная Русь» в 1999 году. Общение с каждым из них выводило нас на определенный новый уровень, мы могли пробовать решать многие задачи в сфере столичного шоу-бизнеса и туриндустрии.

Я очень благодарна Марине Нестеренко, сегодня она член комиссии по туризму РГО, первый заместитель главного редактора журнала "Банковское дело". Именно она рассказала мне о существовании крупнейшей туристической выставки Британии, которая ежегодно привлекает сообщество профессионалов индустрии отдыха и туризма из 180 стран мира: «Вам нужно продвигать свое шоу за рубежом. Это делается на выставках. Если вы туда ездите, значит, вы успешны, вас все знают…». С тех пор мы ни разу не пропустили международную выставку в Лондоне, став ее постоянными посетителями. Там мы встречаемся со всеми руководителями туристических компаний, ходим по стендам, ищем компании, которые работают с Россией, оставляем им рекламу, рассказываем, как мы работаем, о своем шоу, графике концертов. Постепенно мы нашли своих партнеров и выгодные для нас предложения.

Еще одним судьбоносным событием стала встреча с мэтром туриндустрии Леонидом Исаковичем, генеральным директором компании «Академсервис». По счастливому случаю он меня принял и в момент беседы дал все прямые контакты людей, которые впоследствии помогли нам занять свою нишу в Москве. После была премьера в только что построенном Московском международном Доме музыки, куда мы пригласили всех из этого списка контактов. Мы искали зал, который подходит для нашего спектакля, и мы его наши. Им стал Большой концертный зал «Космос».

Большой Концертный зал "Космос» 2005-2015г.
Большой Концертный зал "Космос» 2005-2015г.

Б.П.: - Вы провели в «Космосе» 11 сезонов. Сложно было входить в рынок столичного шоу-бизнеса?

Е.Ц.: - Проект позволил нам мыслить шире. Как говорится, ничто не делается просто так. Поехав первый раз в Лондон, я познакомилась с коммерческим директором гостиницы «Космос» Любовью Шиян, которая и предложила концертный зал, находящийся в одном из самых туристических мест Москвы. В гостинице проживало много иностранных гостей, на ее базе располагался штаб компании «Интурист», а концертный зал полностью вмещал масштабы нашего Шоу. В марте 2005 года мы провели презентацию «Национального Шоу России» на сцене «Космоса». Были подписаны первые договоры и поставлены жесткие графики платежей.

На нас возлагалось множество обязательств. Нам надо было самим научиться наполнять тысячный зал каждый день, распространять билеты, размещать рекламу, платить артистам командировочные, оплачивать проживание в гостинице и другие многочисленные счета. Требовались огромные деньги, чтобы начать проект. Но именно в тот момент балет лишился помощи своего генерального спонсора «Славнефть» и остался без средств к существованию. Благодаря поддержке губернатора Костромской области Виктора Андреевича Шершунова, в то время возглавляющего регион, мы смогли взять свой первый кредит, оплатив полностью аренду концертного зала и рекламу.

Мы тяжело входили в рынок. Турфирмы привыкли видеть достаточно скромные и очень стереотипные шоу. Мы же эти стереотипы пытались разбить, предлагая качество, масштаб, объемные декорации, новейшие технические средства: лазер, видеоанимацию, дым, снег, конфетти... До нас никто не мог позволить ставить такое масштабное шоу для интуристов. Это было нашим плюсом и нашим минусом. Партнеры впервые сталкивались с таким объемом и не знали, можно ли нам доверять.

В свою очередь мы рассчитывали только на себя. Каждое утро ездили на рекламу в холл гостиницы «Космос». Артистки балета в костюмах фотографировались и раздавали гостям рекламную продукцию спектакля. Мы ездили на круизные лайнеры, оставляли рекламные материалы, рассказывали о шоу. Самый первый договор был заключен с компанией «Мостурфлот», серьезную поддержку мы получили и от компании «ВодоходЪ», рискнула с нами сотрудничать и круизная компания «Ортодокс». С этими компаниями и не только мы плотно сотрудничаем по сей день и благодарны им за лояльность.

На судьбу проекта повлияла очень своевременная в тот период встреча с Николаем Павловичем Какорой – генеральным директором компании «Интурист». Благодаря ему мы узнали, как работает туристическая индустрия, из чего складывается стоимость билета, как формируются пакетные предложения. Он познакомил нас с гидами, сопровождающими группы иностранных туристов – наших потенциальных зрителей. Не секрет, все они оказались настроены очень скептически. Билеты предлагались туристам на известные туристические продукты - Большой театр, «Цирк на Цветном бульваре», «Летние балетные сезоны». Мы были первыми в столице, кто предлагал иностранцам народное историческое шоу, что позволило спустя время занять свою нишу на рынке, при этом преодолев длительный процесс переориентировки туристического потока из Петербурга в Москву (так как фольклорные шоу привыкли смотреть в изобилующей ими северной столице).

Следующим этапом в продвижения Шоу были городские театральные кассы Москвы. Познакомившись с генеральным директором МДТЗК Львом Ивановичем Беловым, у нас появилась возможность лично общаться с кассирами и рассказывать им о своем спектакле. Мы хотели влюбить их в наш проект. И это получилось. Первые билеты, проданные театральными кассами, стали для нас большой победой.

Перед началом спектакля в Москве. Театр "Русская песня». 2016г.
Перед началом спектакля в Москве. Театр "Русская песня». 2016г.

Б.П.: - Как для вас прошел первый сезон?

Е.Ц.: - Это было 100 концертов. Три месяца без выходных. Постоянная работа, мучительные поиски концепции новой программы, многочасовые репетиции. Артисты очень повзрослели. Они вместе с нами завоевывали Москву. Иногда им приходилось выступать перед тридцатью зрителями, тогда как их на сцене было пятьдесят, ездить перед вечерним Шоу на дневные выступления по различным мероприятиям столицы. Нужны были деньги, и мы зарабатывали их вместе. Первый сезон показал, насколько сплоченный и преданный у нас коллектив – друг другу, нам и, конечно, танцу. Я поняла, что вместе мы сможем двигаться дальше.

Первая точка продаж билетов на шоу "Кострома». Гостиница «Космос». 2006г.
Первая точка продаж билетов на шоу "Кострома». Гостиница «Космос». 2006г.

Б.П.: - Вам пришлось столкнуться со многими трудностями. Думали ли вы все бросить и пойти другим путем?

Е.Ц.: - Мы не думали, мы просто делали и шли вперед.

Б.П.: - Вы сразу начали зарабатывать?

Е.Ц.: - Конечно, нет. До 2008 года мы работали в убыток - это ни много ни мало 4 года. Только в 2009 году мы сработали в ноль. Мы старались работать на репутацию. Ни разу не отменили ни одного концерта, ни разу не задержали концерт. Мы хватались за всю работу. Нам нужно было каким-то образом платить кредиты, платить зарплату, шить костюмы, размещать рекламу. Реклама тогда была повсюду: на улицах, в метро, в маршрутных автобусах и даже в самолетах.

Мы не стояли на месте. На протяжении всего времени мы постоянно развивались. Появлялись новые композиторы, новые аранжировки, новая концепция шоу. У нас появился спонсор в лице генерального директора ЦВК «Экспоцентр» Владислава Леонидовича Малькевича, с которым были выстроены долгосрочные партнерские отношения.

Б.П.: - Проект привел вас к осуществлению цели?

Е.Ц.: - Да. Когда зал стал наполняться людьми разных национальностей, появилось ощущение, что мы не просто создали проект, который жизненно важен для бюджета балета, но который очень ярко представляет нашу страну. Мы должны были разбить привычное понимание лубочного фольклора, показать всем иностранцам, что Россия гораздо шире и глубже, что по улицам не ходят медведи, а история ее народа богата и многогранна. Нам хотелось показать величие нашей державы - и это пришло очень естественным путем, нашёлся баланс между коммерческой и духовной целью.

За 14 лет мы практически стали зарабатывать бюджет. Чтобы удержаться на рынке, мы очень большой акцент делали на качество. Всеми способами вкладывались в репутацию, в туристическую дисциплину, люди знали, что ни при каких обстоятельствах мы не снимем шоу. Однажды в Москве горели торфяники, из-за дыма сцену было почти не видно, но люди приходили смотреть шоу.

С опытом я поняла, что продюсирование – это постоянный поиск. За все эти годы у балета выявился свой профессиональный и туристический сегмент, мы заработали имиджевую репутацию. В 2016 году мы переехали на другую площадку, отвечающую высоким международным стандартам и критериям проведения масштабного шоу - в Московский государственный академический театр «Русская песня».

Б.П.: - Многое поменялось, но вы остались преданными названию «Кострома» и девушке в серебре с афиши? Было желание что-либо изменить?

Е.Ц.: - Было много вариантов. Мы прислушивались к разным мнениям, к спросу на московском рынке. Слово «Кострома» становилось то крупнее, то мельче, то бледнее, то ярче. Сегодня на афишах оно выделено красным цветом. «Кострома» настолько прижилась в названии проекта, что стала не просто словом, идентифицирующим наш балет, но и нашим брендом, известным культурным брендом Костромского региона.

Зрители часто спрашивали: «Вы точно тот самый балет из Костромы?». И когда они стали приезжать именно на «Кострому», мы убедились в правильности своего решения оставить название прежним.

Сейчас «Кострома», так же, как «пуант и лапоть» и «девушка в серебре» на синем фоне – торговые марки балета, имеющие определенную финансовую стоимость и позволяющие точно определить подлинность «Национального Шоу России «Кострома».

Б.П.: - Что изменилось с тех пор?

Е.Ц.: - Нас стали запрашивать туристические компании. Люди приезжали из своих стран с отксерокопированной нашей рекламой, чтобы по совету своих друзей посетить именно это шоу. Репутация работала, как «сарафанное радио» международного масштаба. Люди стали покупать билеты на Шоу «Кострома» прямо на борту самолета. Потоки туристов естественным способом стали увеличиваться.

Оказалось, что туристический рынок очень чувствителен к малейшим изменениям в общественной жизни страны и мира. Сейчас мы пережили чемпионаты Европы по футболу, чемпионаты мира, Олимпийские игры. В Москве появились новые народные шоу, с которыми теперь нам тоже приходится конкурировать.

Б.П.: - Что сегодня для вас «Национальное Шоу России «Кострома»?

Е.Ц.: - Эксклюзивное концептуальное шоу, правильно выстроенный проект, который дает доходы от своей собственной концертной деятельности, работая на туристическом рынке. Шоу, которое занимает третье место в мировом рейтинге как самое известное шоу Москвы. Шоу, которое включают в фильмы о достопримечательностях России, а здание театра, где оно проходит, теперь входит в туристический маршрут двухэтажных автобусов. Это движение вперед. Сейчас мы увеличиваем масштабность спектакля, ищем новые нюансы, национальные колориты – создаем программу как голливудское кино.

Б.П.: - Что вы можете пожелать нашим читателям?

Е.Ц.: - Не надо бояться! Надо верить и двигаться к своей цели! И тогда все обязательно получится!

Беседовала ЕКАТЕРИНА КУБАНОВА.