Найти в Дзене
Вагант

Почему Эльдар Рязанов считал свой третий фильм откровенно слабее? Я так и не понял

Оглавление

Может быть, на это были какие-то личные причины? Я попытаюсь провести сравнительный анализ двух ранних работ Эльдара Рязанова, чтобы понять его нелюбовь фильма "Девушка без адреса".

Подведённые итоги

В своих мемуарах "Подведённые итоги" Эльдар Александрович довольно подробно рассказывает почти всех своих ранних фильмах, в том числе, и о "Карнавальной ночи". Целую главу он посвящает Игорю Ильинскому.

Очень интересно он описывает процесс съёмки, а также прокатную судьбу ленты "Человек ниоткуда".

Подробнейшим образом Рязанов разбирает создание фильма "Гусарская баллада", начиная с написания сценария и заканчивая невероятными трудностями приёма фильма ответственными товарищами.

При этом замечательный фильм "Девушка без адреса" удостоился всего двух предложений:

Кстати, тот же С. И. Юткевич безудержно хвалил мой следующий фильм «Девушка без адреса», когда художественный совет принимал картину. «Девушка без адреса» была откровенно слабее «Карнавальной ночи», и я не понял такой необъективности С. И. Юткевича.

Безусловно я согласен с тем, что после фантастического успеха "Карнавальной ночи" не так просто было создать фильм такого же высокого уровня. Но у меня язык не поворачивается назвать фильм "Девушка без адреса" откровенно слабым.

Кадр из фильма "Девушка без адреса". Светлана Карпинская в роли Кати Ивановой
Кадр из фильма "Девушка без адреса". Светлана Карпинская в роли Кати Ивановой

Сюжет

Я считаю, что с точки зрения сюжета "Девушка без адреса" на порядок интереснее "Карнавальной ночи". В "Карнавальной ночи" вообще нет никакого серьёзного сюжета. По сути, это фильм-ревю, в котором различные эстрадные номера чередуются с незамысловатым сюжетом.

В "Девушке без адреса" сюжет очень интересный. Даже присутствуют некоторые элементы приключенческого и детективного фильма.

1:0 в пользу "Девушки ...".

Кадр из фильма "Девушка без адреса". Николай Рыбников в роли Паши Гусарова
Кадр из фильма "Девушка без адреса". Николай Рыбников в роли Паши Гусарова

Главная роль

На момент съёмок обоих фильмов исполнительницы главных ролей были никому неизвестными актрисами. Светлана Карпинская была дебютанткой, а в активе Людмилы Гурченко была небольшая роль в малоизвестном фильме "Дорога правды".

Однако же в дальнейшем у Людмилы Гурченко сложилась замечательная кинокарьера, а у Светланы Карпинской кинокарьера так и не сложилась.

Я не считаю, что Людмила Гурченко сыграла намного лучше Карпинской, но учитывая её небольшое превосходство, даю один бал "Карнавальной ночи".

1:1

Кадр из фильма "Карнавальная ночь". Людмила Гурченко в роли Лены Крыловой
Кадр из фильма "Карнавальная ночь". Людмила Гурченко в роли Лены Крыловой

Актёрский ансамбль

По этой категории я считаю полное превосходство за "Девушкой без адреса". Если в "Карнавальной ночи", помимо главной героини, запоминаются только Игорь Ильинский и Сергей Филиппов, то в "Девушке..." получился целый ансамбль ярких образов.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь". Игорь Ильинский в роли Огурцова
Кадр из фильма "Карнавальная ночь". Игорь Ильинский в роли Огурцова

Потрясающий дуэт Зои Фёдоровой и Сергея Филиппова. Замечательная роль у Рины Зелёной. Великолепная сцена с Эрастом Гариным и Василием Топорковым.

У Николая Рыбникова тоже прекрасная роль получилась. Юрий Белов отметился в обеих картинах.

А ещё в фильме "Девушка без адреса" сыграли Ирина Мурзаева, Ольга Аросева, Георгий Куликов, Георгий Тусузов и Светлана Харитонова.

Ещё один балл в пользу "Девушки без адреса".

2:1

Кадр из фильма "Девушка без адреса". Эраст Гарин в роли дедушки
Кадр из фильма "Девушка без адреса". Эраст Гарин в роли дедушки

Музыка

Для обоих фильмов музыку сочинил композитор Анатолий Лепин. В качестве автора музыки он фигурирует ещё в нескольких фильмах Эльдара Рязанова:

"Весенние голоса"
"Человек ниоткуда"
"Дайте жалобную книгу"

На мой вкус, в обеих лентах прекрасная музыка и замечательные песни. Однако же в памяти людской остались песни из "Карнавальной ночи" и забылись песни из "Девушки без адреса".

Я не пойду против гласа народного и отдам балл "Карнавальной ночи".

2:2

Место действия

Вся "Карнавальная ночь" проходит в помещении. Этот факт меня не удивляет, но это однозначно менее интересно, чем развитие сюжета на улицах Москвы. Не знаю как для кого, но для меня это очень важный фактор.

Фильмы, действие которых происходит в замкнутом пространстве, скорее напоминают мне фильмы-спектакли.

Я не говорю, что не смотрю подобные фильмы, но картины с городскими или даже сельскими пейзажами мне нравятся больше.

Кадр из фильма "Девушка без адреса"
Кадр из фильма "Девушка без адреса"

Фильмы в прокате

Не знаю, насколько правдоподобны таблицы с результатами проката советских фильмов, но многие блогеры на них ссылаются. Сошлюсь и я.

Лента "Карнавальная ночь" в 1956 году возглавила прокатную таблицу с 45 млн зрителей.

Спустя три года в 1958 году лента "Девушка без адреса" заняла второе место с 36 млн зрителей.

Преимущество есть, но не подавляющее.

3:3

Газета "Вечерняя Москва". 1955 год.
Газета "Вечерняя Москва". 1955 год.

Подводим итоги

По тем параметрам, которые я выбрал для сравнения, счёт получился ничейным.

Как вы считаете, какие были основания у Эльдара Рязанова утверждать, что "Девушка без адреса" откровенно слабее "Карнавальной ночи"?