Найти тему

Как исчез "Бедный Гусар". "Народ безмолвствовал. Огромная гражданская пассивность поглотила картину". Не тот народишко попался Рязанову.

Продолжение. Начало тут

Итак, продолжаем разговор о фильме Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово..." Сразу хочу предупредить наших читателей - все цитаты в статье принадлежат достопочтенному Эльдару Александровичу. А то очень многие почитатели его таланта при обсуждении первой части статьи часто в довольно хамской форме, стали обвинять автора, в том, что не может быть, чтобы Эльдар Александрович такое говорил или писал. Не может быть, что имел он умысел снять фильм ( прямая цитата)

В этой лентена материале девятнадцатого века, на реалиях николаевской России говорилось о страшном, больном и зловещем периоде нашей жизни — о провокациях и репрессиях сталинщины.

Поэтому и дальше будут цитаты, а хамское обращение мы будем пресекать со всей пролетарской беспощадностью. С чем-то несогласны - культурно и вежливо обоснуйте свое мнение. Не можете - на выход.

И возникли вопросы по поводу моей периодизации деградации Рязанова, как мастера и художника. Некоторые читатели предлагали свои варианты, мое же мнение, что деградация началась именно с фильма "О бедном гусаре замолвите слово...", когда мастер лирической и музыкальной комедии ступил на совершенно ему несвойственное и непонятное поле политической притчи.

Не надо было ему это делать С этим прекрасно справлялись Марк Захаров и Григорий Горин. Вот они умели сделать так, что все эти местечковые горинские репризки, многозначительные ухмылочки, подмигивания и заикания не выглядели вызывающе пошло. Навык у них в этом деле был большой и меру они знали. И сценарий Горина Захаров великолепно бы снял к очередному новогоднему празднику, где Мерзляева играл бы Олег Янковский, Бубенцова Леонов, а корнета Плетнева Александр Абдулов. Полковника бы исполнил бы аристократичный Всеволод Ларионов. И получился бы замечательный фильм, все бы все поняли и смотрели бы с удовольствием до сих пор.

А вот Эльдар Александрович, желая в очередной раз освоить новый для себя жанр, не рассчитал сил. В итоге зритель так и не понял всю глубину низин его обличительного пафоса. В следующем фильме "Вокзал для двоих" под видом лирической мелодрамы он вновь взялся обличать современные ему порядки, об этом у нас написано здесь, только читайте все части статьи, а то приходится отвечать на вопросы, которые уже освещены

Жертва тоталитарного режима или Бузыкин на гастролях в Заступинске
Старое кино от Хозяина тайги15 сентября 2022

И постепенно, снижая свой художественный уровень в угоду политической конъюнктуре, опустился Эльдар Александрович в 1993 г. до фильма "Предсказание". Фильм мало кто видел, тут читатели в качестве образца пошлости приводят "Старых кляч". Уверяю, что "Клячи" по сравнению с "Предсказанием" очень милый фильм. Кстати, "Гусар" и "Предсказание", по словам Рязанова, его самые любимые фильмы.

Предсказание или Эльдар Рязанов как зеркало совкового антисоветизма и русофобии.
Старое кино от Хозяина тайги29 сентября 2020

Ну а теперь вернемся к "Гусару". После боев не на жизнь, а на смерть, по словам Рязанова, с автократией, партократией, бюрократией и просто дураками во власти, фильм, где авторы разоблачали "преступления сталинского режима", каким-то чудом, по мнению того же Рязанова, был принят с минимальнейшими правками и показан в самое лучшее в году время, которое только и отводилось для телепремьер - вечером 1 января 1981 г. Новый Год прошел, народ выпил, закусил, опохмелился и теперь может насладиться новым шедевром Эльдара Рязанова.

То, что это шедевр, никто и не сомневался. Рязанов это имя, это касса, это успех. Содержание фильма, конечно же никто не знал, а может быть и зря. Если бы в народ заранее был пущен слух, что в фильме будут разоблачения "преступлений сталинского режима", может, тогда зритель во все глаза смотрел бы в телевизор и таки нашел те самые тайные смыслы, что заложил, как мины, в фильм Эльдар Александрович. Но поскольку в названии фильма было упоминание о гусарах, то предполагалось, что нам покажут веселую музыкальную штучку в стиле "Гусарской баллады".

И что же увидел зритель? Только мои личные впечатления, "ни на что не претендую, просто песенку пою". А это плагиат на тему классического русского водевиля, того же "Льва Гурыча Синичкина". Полный набор актерских амплуа.

Андрей Миронов, голосом за кадром изображает резонера. А три проститутки из заведения мадам Жозефины проходят по категории субреток.

Вроде как намечается классическая водевильная завязка сюжета, корнет Плетнев влюбляется в Настеньку, благородный отец Афанасий Бубенцов не успевает им дать отцовского благословения, так как попадает в тюрьму из-за того, что выстрелив из арбалета в Плетнева, попал в мягкое место госпожи губернаторши ( вот это, по-моему, очень пошло и гадко, и не смешно, попасть стрелой женщину в то самое место, это из какой-то американской комедии, а не из русского водевиля). Конечно, сюжет простоват и примитивен, и только надежда на то, что в фильме будут музыкальные хиты, как в "Иронии" и "Служебном романе" еще заставляет продолжать просмотр.

Но увы, песенки будут так себе, как будто брали первые попавшиеся стихи, подходящие под гусарскую тему. И Андрей Петров изысками гармонии не порадовал, это не годичной давности "Ах, водевиль, водевиль" практически на ту же тему, но только с забойными хитами Максима Дунаевского.

Но оказывается, что это и не водевиль, а что-то такое непонятное по жанру. Новое слово в киноискусстве. Вроде как помесь водевиля с историческим политическим триллером ( такие потом Акунин будет писать). Никто же не знал тогда, что перед нами "обличение сталинских преступлений", показанное через беспредел царского политического сыска эпохи Николая Первого с аллюзионом на бериевский НКВД, и в завершающей стадии обличением андроповского КГБ. Об этом сам Рязанов втайне напишет в дневнике в 1984 г., потом в 1990 г. даст интервью журналу "Огонек", и напечатает в 1991 г. в очередной редакции своих мемуаров "Неподведенные итоги".

Ну, а как зритель мог догадаться о тайном замысле Рязанова положить вооот такой болт на отечественные спецслужбы XIX-XX веков. Зрителю и в голову не могло придти, что Рязанов стал "карбонарием". Что он именно тот "предводитель", который возглавляет своих "сподвижников" по съемочной группе.

А наш "петиметр" граф Мерзляев оказался глубоко законспирированным агентом царского двора, прибывшим в место дислокации гусарского полка, где служит гусар-любовник Плетнев с секретной миссией найти пятерых гусар, которые в пьяном виде ругали отечественные порядки, государя императора и особенно его матушку. Про матушку, наверное, для усиления суровости, за матушку император Николай Павлович всех порвет. как тузик грелку.

И все это так затянуто, так уныло многословно, с банальными репризами Горина, которые произносятся с многозначительным видом, только что титров нет - "Здесь смеяться". Ну какой из Басилашвили действительный тайный советник, Бузыкин он и есть Бузыкин, даже Настеньку по нормальному соблазнить не может. Все вздыхает и мучается, не зная как подступиться. А гусар-любовник даже не пристрелил его на дуэли.

Дальше пошла вообще фантасмагория в виде завербованного Мерзляевым для наружного наблюдения еврея Перцовского,продавца попугаев. А чтобы выявить этих самых гусар-пьяниц, Мерзляев решает провести оперативную комбинацию - поручить этим самым пятерым гусарам, имена то их он знает, выполнить фиктивный расстрел актера Бубенцова, который, как им будет сообщено опаснейший государственный преступник. Бубенцов еще тот шельма, согласился подыграть графу.

Все просто. Вот вам робяты по пистолету, злоумышленник сейчас вон к тому стожку встанет, а вы его и расстреляете. Кто на курок нажмет, тот добропорядочный подданный, а кто нет - тот враг. Натуральный бред, когда ему и так известны имена "злоумышленников". И дворянам, военным, тем более гусарам, поручается произвести экзекуцию, без суда и приговора, который может утвердить только сам император, когда тут же жандармы стоят.

Да они этого графа с жандармами вместе в капусту, как кочан, развалили бы. И ничего бы им за это не было бы. А ведь такой поворот сюжета гораздо правдоподобнее был бы. Потом Плетнев с Настенькой бегут за границу, чтобы вместе с Герценом и Марксом делать Октябрьскую революцию.

Сюжет буксует, никакого оживляжа, несмотря на наличие целого публичного дома. Актеры, конечно, стараются. Леонов полностью в водевильном образе, и спасает всю эту тягомотину с историко-политическим триллером. Ирина Мазуркевич классно проводит сцену расстегнуть- застегнут кофточку. Но гусар-любовник из Садальского на тот момент как из этого самого пуля, видно, что актер молодой, неопытный, даже усики не спасают, и лучше бы он не пел в фильме, так же как и Мазуркевич.

Масса совершенно избыточных персонажей. Во-первых, проститутки. На них нет никакой функционально-профессиональной нагрузки. Так же совершенно лишним выглядит герой комикующего Буркова. И парочка тюремщиков - Брондуков и Павлов. Играют все эти трое замечательно, но, как говорится, не пришей к одному месту пятое колесо. Фантасмагоричность и искусственность сюжета не позволяет полноценно возложить на лакея Артюхова и тюремщиков серьезную идеологическую задачу. Эпизоды с ними больше похожи на скетчи.

А ведь могли быть варианты. Например, Артюхов, хоть и крепостной, но мог быть членом тайного общества в столице, и послан Герценом и Огаревым для налаживания контактов в армейских частях в провинции. Тем более, что имеется информация о пяти гусарах. А тюремщики тоже революционеры, но по линии тюремного ведомства, и готовят массовый побег политзаключенных. Какой-никакой, а аллюзион с восстанием в ГУЛАГе.

Но нет, дальше фантасмогории с расстрелом Горин и Рязанов не пошли. Подводим итог. Водевиль решили скрестить с историко-политическим триллером и назвали трагикомедией. Хотя трагедии там нет, пройдоха Бубенцов умирает от банального сердечного приступа. Фильм жутко затянут, масса лишних персонажей, которые тормозят сюжет. Музыки и песен хитовых нет. И это еще хорошо, что народ не знал, что ему должны показать "обличение сталинских преступлений". Это как в случае с "Маленькой Верой" - народ ломился в кинотеатры, так как прошел слух, что должны показать ВОСЕМЬ полноценных половых актов. Посленовогодний вечер испорчен несбывшимися ожиданиями.

То есть, что хотел Рязанов, чтобы понял зритель? Вот есть гад из спецслужб, и во все века эти спецслужбисты гады. Они ради карьерки, орденов захотелось, и на провокацию могут пойти, невинного человека засадить и дело сфабриковать, и шантажом занимаются, и невинных девушек соблазняют. И как шло это с царских времен, так и поныне. Вечные гады одним словом. А есть и русские благородные люди, которые могут не подчиниться гадам из спецслужб. То есть прямой аллюзион к тезису Солженицына из "Архипелага" о том, а почему бы в 37 году жертвам репрессий не оказать "ежовцам" сопротивление, топориком их, да по макушечке, глядишь те и испугались бы. Вот как Мерзляев испугался Плетнева.

А что в итоге? Жестокое разочарование постигло Эльдара Рязанова.

..А потом был показ фильма по телевидению в неуместное время, в неуместный день. И вот здесь произошло, пожалуй, еще одно непоправимое событие в судьбе ленты. Ее практически не заметили. Интеллигенция, обратившая на фильм внимание, раскололась на два лагеря, кое-кто фильм принял восторженно, некоторые плевались. Но народ безмолвствовал. Огромная гражданская пассивность, охватившая в те годы массы, поглотила нашу картину бесследно. Были добрые отклики таких людей, чье мнение нам было неимоверно дорого: Булат Окуджава, Людмила Петрушев-ская, Борис Васильев, Станислав Рассадин, Игорь Ильинский, Андрей Вознесенский. Но господствовало, пожалуй, иное суждение. Чиновничьи инстанции недружелюбно затаились, газеты практически промолчали. Да и что писать? Умные журналисты и критики, конечно, видели второй план фильма, понимали намеки, аллюзии, ассоциации, да вслух об этом говорить было опасно, а вернее вовсе исключено.

Вот так. И время не то, и народец, понимаешь, не тот Рязанову попался. Ему бы, народу, только бы выпить да закусить. А кто будет боль и страдание художника разделять? Прямо как у Пушкина: "Народ безмолвствовал". Какая трагедия. Все снесено могучим ураганом.

Так предупреждать надо, Эльдар Александрович, что Вы там замастырили под видом трагикомедии. У нас ведь зритель в основной массе, как выразился один наш постояннный читатель из США, тупое быдло. Куда ему понять кого обнять. Где там III Отделение, где НКВД, где КГБ. Где Бенкендорф, где Берия, где Андропов. Вы же сами в "Карнавальной ночи" предлагали - в следующий раз называйете фамилию, имя, отчество и место работы. А народ у нас понятливый, ему только надо сказать кому морды бить, но только чтобы начальство добро дало.

Во второй раз фильм показали через пять лет. 4 января 1986 г. И опять ноль эмоций со стороны зрителей. Фильм. как фильм. Тем более. что Рязанов уже и "Вокзал для двоих" снял, и "Золотого павлина" на МКФ в Индии за "Жестокий романс" получил.

Произошло это само собой, без моих хлопот и пробивания. Наступило другое время в стране, пришли другие люди. И то, что казалось невозможным, стало легко и просто. Искусство, которое преследовалось, стало легко находить путь к народу. Пять лет фильм провел, по сути дела, в тюрьме. А моя жизнь практически вся прошла в условиях несвободы. У меня есть стихотворение, которое кончается такой строчкой: — Как раз на жизнь свобода опоздала!

Вот этот стишок.

Его взяло отчаянье и зло.
В тюрьме родился, в ней провел всю
                                          жизнь он.
Иным везет. Ему не повезло:
застенком для него была отчизна.

Пожизненно! Весь срок прошел в тюрьме,
где свыкся он с суровым распорядком.
Он знал, конечно, что живет в дерьме,
но уговаривал себя, что он в порядке.

Он жал плечом – незыблема стена!
А правила жестоки, неизменны.
Да, на таран не шел, и в том его вина.
Порой лишь бился головой о стену.

Считал, что в каталажке и умрет.
Но вдруг начальник новый был назначен,
пробил в стене дыру, проем, проход
и для начала всё переиначил.

Привольный мир открыла та дыра:
дорогу, речку, луг, где лошадь ржала.
В пролом рванула первой детвора
и босиком по полю побежала.

Ребята в речку прыгали визжа,
они свободу приняли как должно.
А он, привыкший к кулакам вождя,
с опаской шел, наощупь, осторожно.

Приволье, а ему не по себе:
нет стукачей, не бьют, не держат плетку.
И он, мечтавший о такой судьбе,
вдруг захотел вернуться за решетку…

Он рад и злобен. И в конце пути
всё проклинает и благословляет.
Тюрьма не только держит взаперти,
она к тому ж еще и охраняет.

Гримасой жалкою его лицо свело,
фигура сгорбилась понуро и устало.
С эпохою ему не повезло —
как раз на жизнь свобода опоздала!

На этом и завершимся.

P.S. Но оказалось не завершимся. Оказалось есть нюансы. Читать тут