Найти тему
Ридус

«Токсичные» игры Китая против Японии играют на руку России

Оглавление

Запрет Пекина на импорт морепродуктов из Японии из-за сброса в океан очищенных сточных вод с Фукусимы может сыграть в пользу России.

«Китайский рынок в целом является перспективным для российской рыбной продукции. Мы надеемся увеличить количество сертифицированных российских компаний и судов, объем продукции и ее ассортимент»,— заявил в пятницу Россельхознадзор.

Россия уже является одним из крупнейших поставщиков морепродуктов в Китай: в 2022 году она экспортировала 2,3 миллиона тонн на сумму около 6,1 миллиарда долларов. Япония экспортировала в Китай морепродукты на сумму около 600 миллионов долларов.

Китай объясняет свой запрет заботой о безопасности потребителей. Правительство Японии, в свою очередь, пояснило свое решение по Фукусиме тем, что хранить очищенную воду больше негде — резервуары заполнены под завязку, а ее сброс безопасен, что подтвердило и Международное агентство по атомной энергии.

Протесты по поводу безопасности японских морепродуктов проходят и в Южной Корее. Представители японской рыбной промышленности бьют тревогу и призывают Токио «принять немедленные меры для устранения репутационного ущерба».

Между тем, далеко не все разделяют «радиоактивное» беспокойство японских соседей. Критики обвинили Китай в двойных стандартах, предполагая, что это лишь хитрый шаг в политической игре против главного регионального соперника в ущерб научной строгости.

Ложная тревога

Взрыв на Фукусиме 1© соцсети
Взрыв на Фукусиме 1© соцсети

Государственная электроэнергетическая компания Tokyo Electric Power Company (TEPCO) отмечает, что за годы, прошедшие после катастрофы 2011 года, загрязненные сточные воды постоянно очищались от вредных элементов, и будут обработаны повторно с высокой степенью очистки перед сбросом в океан, который растянется на десятилетия.

Этот процесс позволит удалить из сточных вод почти все радионуклиды, за исключением трития — встречающейся в природе формы водорода, которая является самым слабым из всех радиоактивных изотопов, пишет CNN.

По данным издания, многие ученые поддерживают позицию Токио в том, что сбрасываемая вода безопасна. TEPCO сообщает, что в Фукусиме за первые 17 дней выброса будет выброшено около 7800 кубических метров воды, содержащей 1,1 триллиона беккерелей трития. Это эквивалентно 0,003 грамма трития или весу примерно 10 прядей человеческого волоса, сказал эксперт по радиоактивным отходам и доцент Университета Кертина в Австралии Найджел Маркс.

«Это даже отдаленно не вредно»,— утверждает он.

По словам ученого, это капля в море практически в буквальном смысле слова: в настоящее время в Тихом океане уже содержится около 8400 граммов трития. Люди подвергаются более сильному воздействию радиации во время полета на самолете. Намного больше трития было выброшено нормально работающими атомными электростанциями в северную часть Тихого океана из Китая, Южной Кореи и Тайваня, добавил преподаватель физики Оклендского университета в Новой Зеландии Дэвид Крофчек.

«Тритий вырабатывается естественным путем как часть обычного радиационного фона окружающей среды и попадает через дождь или реки в мировые океаны. В сбросе воды предусмотрено содержание в семь раз меньше трития на литр, чем рекомендовано для питьевой воды Всемирной организацией здравоохранения»,— указал он.

Согласно исследованию правительства Японии, в 2020 году собственная китайская АЭС Фуцин выбросила 52 триллиона беккерелей трития. Но эти дискуссии по большей части отсутствуют в информационном поле Китая. А ряд статей, пытающихся объяснить научную причину выброса, в том числе текст китайского эксперта-ядерщика, который раньше работал в государственном институте, были удалены после того, как получили распространение в социальных сетях.

Сомнительное влияние

© flickr.com
© flickr.com

Пока одни критики обвиняют Пекин в преувеличении рисков, другие задаются вопросом, не переоценил ли он свое влияние на соседа. На Китай приходится лишь 15-20% японского экспорта продуктов питания, который, в свою очередь, составляет лишь один процент от общего экспорта Японии, говорит старший экономист Moody’s Analytics Стефан Ангрик.

«Для сравнения: даже в „наихудшем“ сценарии, включающем запрет Китая на весь импорт продуктов питания из Японии, прямое влияние на японский ВВП составит около 0,04%»,— пояснил он.

При этом экспорт собственно морепродуктов в 2022 году составил всего 0,3% от общего экспорта товаров Японии, а поставки в материковый Китай и Гонконг составили 35,8% от общего объема, рассказал старший аналитик по Азии в Economist Intelligence Unit (EIU) Фей Сюэ.

«Следовательно, даже учитывая репутационный ущерб японских морепродуктов, общий экспорт Японии не будет существенно подорван»,— заключил он.

Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»