Найти тему
МОТОМИР.РФ

Почему в России не производят мопеды.

Мопед типа Альфа
Мопед типа Альфа

В отрасли мототехники в России практически 100% продукции импортируется, в основном из Китая. Если рассмотреть отдельные виды мототехники, то, например, что касается мотоциклов - существуют несколько малосерийных проиводств, таких как ЗиД (завод имени Дегтярева), Балтмоторс, Ижтехмаш, ранее был и ИМЗ (Урал), который формально теперь является производителем Казахстана. Объем выпуска этих предприятий очень небольшой, продукция нацелена на узкие небольшие сегменты рынка. не занятые китайцами, объем выпуска с годами остается примерно на одном уровне, то есть о каком-то существенном развитии говорить не приходится. Что касается, например, снегоходов и квадроциклов, то есть такие производители как Русская Механика, Ирбис, которые также выпускают ограниченную номенклатуру, находятся в непростой конкуренции с китайцами, и также долгие годы остаются примерно на том же уровне развития. Мотоциклы, снегоходы, квадроциклы, являются хотя бы не самыми бюджетными видами мототехники, то есть их не самая малая цена оставляет некие возможности для маневра, для того чтобы хотя бы попытаться создать внутренний продукт, уложившись в рыночную цену.

Мопед Кольт (COLT)
Мопед Кольт (COLT)

Что же касается более дешевой техники, такой как мопеды и скутеры, то тут, что называется, пока без шансов. В этой сфере внутренние производители полностью отсутствуют, все новые мопеды и скутеры – китайского производства. Не зря в сфере производства дешевых товаров, в том числе и мопедов, в глобальном смысле пока никто не может конкурировать с китайцами. Масштаб производства этих товаров в Китае и масштаб производства товаров в китайской экономике в целом позволяет получить производителям весьма достойные товары при непобедимо конкурентной цене.

Мопед GATAN
Мопед GATAN

Итак, почему в России не производят мопеды и скутеры.

1. Нет производства двигателей. Двигатель мопеда Альфа стоит у китайских продавцов оптом – 100 долларов плюс минус, для китайских производителей – сборочных заводов мототехники – еще дешевле. Объем производства – десятки миллионов штук ежегодно, есть производители – миллионники, есть кто производит сотни и десятки тысяч штук. Можно ли произвести в России аналогичный двигатель хотя бы за 20 или даже 30 тысяч рублей – скорее можно, но придется объединить это производство с каким-то крупным производством, само по себе оно скорее всего «утонет» в слишком высоких постоянных расходах и кассовых разрывах.

Мопед XTRAIL
Мопед XTRAIL

2. Нет производства других комплектующих. Седла, колесные диски, панели приборов, тросы, тормоза, пульты, светотехнику – тоже должен кто-то производить, чтобы можно было подобрать комплектующие на внутреннем рынке, а не импортировать их из Китая со сроком поставки 6-8 месяцев, а также иметь возможность развивать и адаптировать модельный ряд, то есть конкурировать, развивая производство необходимых комплектующих внутри страны.

Мопед ZODIAK
Мопед ZODIAK

3. Нет цели. Другие приоритеты при ограниченных возможностях. Данная отрасль не является приоритетной – в ней нет какого-либо стратегического смысла, или по крайней мере, его никто не видит, поэтому нет и каких-либо льгот, специальных условий или финансирования, а также какой-либо политической поддержки. Большинство предпринимателей выберут какое-либо другое направление для производства, менее рискованное.

Мопед VORTEX
Мопед VORTEX

4. Высокие риски. Конкурировать с многочисленными и сильными китайскими производителями – дело не простое, без преувеличения можно сказать - сражаться с драконом. Помимо этого, есть и немалые риски производства как такового – отсутствие квалифицированных кадров, в принципе общий дефицит рабочей силы на рынке, не стабильная и изменчивая среда и прочее.

Мопед COLT SCRAMBLER
Мопед COLT SCRAMBLER

5. Обогнать несущийся поезд. Если говорить не об экономике, а скорее о маркетинге, китайская промышленность находится на очень высоком уровне развития, производителей много и они конкурируют между собой десятки лет, имея возможность быстро адаптировать или выпускать новые модели под различные изменения рынка. У компании, стартующей из нуля, шансы хотя бы догнать несущийся поезд – минимальны.

Мопед NORDWING
Мопед NORDWING