Найти в Дзене
Истории о музыке

Вечер кинобалетов Матса Эка: жизнь как путь, путь как жизнь

"Место" (The Place)... Когда Матс Эк задумал эту постановку для Барышникова, великий артист уже разменял седьмой десяток(!). А его партнерше - Анне Лагуне исполнилось 55. Балет совершенно переворачивает взгляд на танец, как на искусство, доступное лишь молодому телу. Через пластику и ритм танцоры рассказали невероятно трогательную и вместе с тем печальную историю о жизни артиста за пределами славы и оваций, когда сцена перестает быть главным местом, и центром жизни становится дом и близкие люди. А символами дома - ковер и стол... Именно они были "свидетелями" бурных эмоций и разговоров по душам, любви и обиды, единения и одиночества. С этой точки зрения любопытно название балета - "Место"... Здесь определенно можно разглядеть глубокий философский смысл, так как вся жизнь это фактически череда важных мест для каждого и эмоций, испытываемых там. Причем место - здесь воспринимается во всех смыслах
от философских и абстрактных (место профессии жизни, место одного человека в жизни другого

"Место" (The Place)... Когда Матс Эк задумал эту постановку для Барышникова, великий артист уже разменял седьмой десяток(!). А его партнерше - Анне Лагуне исполнилось 55. Балет совершенно переворачивает взгляд на танец, как на искусство, доступное лишь молодому телу. Через пластику и ритм танцоры рассказали невероятно трогательную и вместе с тем печальную историю о жизни артиста за пределами славы и оваций, когда сцена перестает быть главным местом, и центром жизни становится дом и близкие люди. А символами дома - ковер и стол... Именно они были "свидетелями" бурных эмоций и разговоров по душам, любви и обиды, единения и одиночества.

-2

С этой точки зрения любопытно название балета - "Место"... Здесь определенно можно разглядеть глубокий философский смысл, так как вся жизнь это фактически череда важных мест для каждого и эмоций, испытываемых там. Причем место - здесь воспринимается во всех смыслах
от философских и абстрактных (место профессии жизни, место одного человека в жизни другого) до конкретных мест (театр, сцена, гримерка, дом)...

Определенно находкой режиссера стало начало и заключение балета, когда демонстрируются кадры съемки видеонаблюдения в театре. Этот прием позволяет как бы снять пелену очарования с глаз зрителя, показывая, что создаваемое на сцене волшебство - это иллюзия и ей предшествовали обыденные вещи: пустые коридоры театра, приход артистов в гримерки, их разминка, разговоры, постепенное наполнение зала зрителями... и после спектакля - все возвращается обратно к обыденности.

Эта же идея (о двух мирах - реальности и иллюзии искусства) красной нитью проходит и в балете "Прощание" (Bye). Сильви Гиллем - гениальная танцовщица и актриса - смело открыла зрителю внутренние переживания каждого артиста, прощающегося со сценой. Нам показана героиня, которая уже закончила свою блистательную карьеру (об этом свидетельствует ее самая обычная одежда, которая совершенно не соответствует театральной "диве") и должна сделать решительный шаг в реальную жизнь.

-3

В импульсивной и вместе с тем крайне выразительной хореографии отчетливо прослеживается состояние отчаяния и агонии, боязнь решиться и сделать шаг из яркого мира искусства, сцены, фантастических образов в обычную жизнь.

-4

Идею противоположности мира искусства и реальности режиссер подчеркнул через присутствующий на сцене дверной проем, в котором в черно-белых тонах мелькают люди...

Автор постановки также размышляет над тем, какую цену часто платят артисты за популярность и славу. Появляющийся в дверном проеме образ мужчины, который долго разглядывает танцовщицу, но, не дождавшись, уходит, а потом и милейший пес (как один из символичных образов счастливой семейной жизни) - своего рода намек, что погружаясь в искусство артисты зачастую не находят личного счастья, заканчивая жизнь в одиночестве.

В заключении балета показателен и еще один момент... танцовщица все же решается и перешагивает в новую черно-белую жизнь, где за пределами дверного проема собралась группа людей, любопытно разглядывающих ее. Только она делает шаг - зеваки начинают быстро расходиться, теряя интерес, а затем в толпе исчезает и сама артистка.

Эта сцена - аллюзия,- насколько мимолетна слава (интерес со стороны толпы очень быстро гаснет и великие имена теряются среди суеты повседневности...)

Балеты Матса Эка "Место" и "Прощание" глубоко философичны, они - размышление автора и артистов о неизбежном окончании пути (как творческого, так и жизненного...) да, безусловно, обе постановки скорее грустны, но это просветленная грусть, которая оставляет приятное тепло, дарит состояние внутренней умиротворенной тишины после просмотра.