Джоан Семмел (Joan Semmel; род. 1932) – самая старшая из участниц проекта Women Painting Women. Напомню: он реализуется с 2022 г. (локальные выставочные проекты с таким же названием и идеологией были и ранее) и сегодня включает несколько состоявшихся и планируемых выставок в крупных галереях ряда стран мира, а также фильм и книгу-альбом.
- далее будут приведены репродукции художественных произведений, где изображены персонажи без купальных костюмов. Возможно, тех, кто никогда ранее не видел живописные произведения в жанре «ню», работы художника могут смутить или показаться им неприемлемыми. Для них предупреждение – не читайте эту статью и незамедлительно покиньте канал. То же касается лиц младше 18 лет.
Семмел 91 год, но она продолжает рисовать и выставлять свои работы. Ученый, публицист и писатель, Семмел наиболее известна своими крупномасштабными реалистичными автопортретами и видами обнаженной натуры, написанными с неожиданных точек зрения.
Джоан Семмел родилась в Нью-Йорке. Ее учителями были классик нью-йоркского фигуративного экспрессионизма Николас Марсикано и Моррис Кантор, уроженец Российской Империи, рисовавший во многих течениях ХХ века, от кубизма до абстрактного экспрессионизма. Формальное художественное образование Джоан получила в Лиге студентов-художников Нью-Йорка и Институте Пратта.
Она провела семь с половиной лет в Испании (1963–1970), где отдала дать гойянскими кошмарам и сюрреализму Дали и Миро. Вернувшись в Нью-Йорк, Семмел, как пишут в монографиях о ней, «была шокирована количеством сексуализированных изображений женщин, которые она увидела в американских газетных киосках».
В знак протеста против «эксплуатации женского тела искусством и рекламой» она стала активным членом феминистских художественных кругов Нью-Йорка и занялась рисованием эротических сюжетов. Она хотела «сделала сексуальное удовольствие видимым с точки зрения женщины».
В 1970-х годах картины ее «Первой эротической серии» вернули художественный взгляд на обнаженную женскую фигуру для американской живописи, в ту пору большей часть представлявшей собой экзерсисы в области абстрактного экспрессионизма и других направлений беспредметного искусства.
Картины Второй эротической серии (1972–73), называемые Семмел «картинами траха», резкие и реалистичные, были основаны на фотографиях занимающихся сексом мужчины и женщины, которые Семмелк сняла на нескольких сеансах с согласия пары. Когда ни одна коммерческая галерея в Нью-Йорке не показала эту серию, Семмел арендовала помещение в Сохо и сама выставила работы, привлекая внимание критиков. Семмел отклонила просьбы Penthouse и Playboy опубликовать работы из серии.
Вдохновленная старыми манекенами, которые она нашла на улице, Семмел работала с этими «идеализированными версиями женского тела… как с альтер-эго, чтобы исследовать изоляцию и аномию объективации и фетишизации. Захватывающие красивые лица, сломанные части и пустые проймы были красноречивыми свидетелями того, как женщин ценили за молодость и красоту, а в последующие годы отбрасывали как бессильных и нежизнеспособных».
Летом 1973 г., преподавая в Мэрилендском институте искусств в Балтиморе, Семмел начала рисовать то, что она называет «идеей себя, какой я себя ощущаю, своим собственным взглядом на себя». Такие автопортреты, как «Я без». «Зеркала» включают тело художницы примерно от ключиц до ступней и не включают ее лицо. Исходные фотографии для крупномасштабных картин были сделаны художником или, в некоторых случаях, другом «как можно ближе к точке зрения художника». В этих картинах «обнаженная фигура больше не предстает как идеализированная фантазия, аллегорическая фигура или пейзаж желания, а скорее как самоосознанное тело конкретной женщины».
Семмел говорит: «Мне всегда задают вопрос о моих ощущениях от публичного обнажения, и я всегда отвечаю: это не я, это картина»
Она использует себя и других женщин, чтобы выразить реальность того, что возраст, вес и состояние кожи являются общими для каждой женщины. Это не умаляет их красоты, и Семмел старается доказать, что стандарта в том, что считается красивым и привлекательным, никогда не было и не будет. Джоан заявляет: «Постоянный поиск художницей себя сливается с потребностью женщины в самоопределении».
Автопортреты Семмел охватывают десятилетия. Аффективная подлинность ее стареющего тела контрастирует с идеализированными и часто ретушированными изображениями женщин, известными в американской культуре.
Семмел делала фотографии в женских раздевалках, используя зеркало и камеру «как стратегии, позволяющие дестабилизировать точку зрения (кто на кого смотрит) и вовлечь зрителя в качестве участника… Мои картины показывали тело как оно есть, на более продвинутом уровне в смысле возраста».
Семмел участвовала в феминистских художественных группах, выступающих за гендерное равенство в мире искусства. Она была членом Специального комитета женщин-художников, групп «Борьба с цензурой», «Женщины в искусстве» и Коалиции работников искусства.
Женское собрание искусств (Women's Caucus for Arts) удостоило Семмел награды за выдающиеся достижения в 2013 г. Во время панельной дискуссии 2015 г. под названием «Живопись и наследие феминизма» в галерее Maccarone Семмел заявила: «Я хотела бы уйти от основного заявления о том, почему не существует великих женщин-художников. Есть великие женщины-художники, много великих женщин-художниц. И нам не следует до сих пор говорить о том, почему нет великих женщин-художников. Если нет великих знаменитых женщин-художников, то это потому, что мы их не прославляем, а не потому, что их нет".
В различных сериях на протяжении долгой карьеры бо́льшая часть творчества Семмел посвящена темам сексуальности, тела, близости и самоисследования как физического, так и психологического. Об основных темах своих работ она заявляет: «Хотя моя работа развивалась посредством серий, связующей нитью на протяжении десятилетий является единая перспектива: пребывание внутри опыта женственности и овладение им в культурном плане».
«Способы видения» позволяют нам понять, что «быть обнаженным — значит быть самим собой. Быть обнаженным — значит быть обнаженным для других, но при этом не узнавать самое себя. Обнаженное тело нужно рассматривать как объект, и для этого надо самому стать обнаженным. Нагота раскрывает себя. Нагота выставляется напоказ. Быть обнаженным — значит быть без маскировки».
Семмел считает, что женщины «могут восприниматься “порочными” не от того, что они обнажены на этих картинах, а главным образом зрителем-мужчиной, который интерпретирует их как нечто иное, как голых, что немедленно сексуализирует их. Это оскорбительно и унизительно».
Дорогие друзья, призываю вас комментировать и оценивать предлагаемые вашему вниманию картины. Дзен не особенно насыщен современным искусством, тем более женским ☺ Демонстрируя вам работы проекта Women Painting Women, я очень рассчитываю на ваши оценки и критические суждения. Так что не сдерживайте себя: ставьте лайки, дизлайки, пишите комментарии. Монетизацию мы по разным причинам не подключали, поэтому указанные знаки внимания – единственная награда для канала
ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА