Найти тему

След киммерийцев в Крыму.

Киммерийцы - название древнейшего из крымских племён. Киммерийцы как народ появились в нижнем Поволжье к середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Они заняли земли от Северного Кавказа до Болгарии, а в Причерноморских степях жили в период перехода от эпохи бронзы к железному веку. Занимались кочевым скотоводством, много воевали. О грабительских набегах киммерийцев сказано даже в Библии, упоминаются они в ассирийской клинописи, а позже - в "Одиссее" Гомера. К VI-му веку до нашей эры киммерийцев почти вытеснили из Северного Причерноморья скифы, а ко времени появления исторической науки (V век до н.э.) первый народ Восточного Крыма растворился в новых волнах кочевников.

Киммерийцы олицетворяют железный век Северного Причерноморья. «Киммерийская эпоха» датируется XI-VII веками до н.э. Археологи связывают происхождение киммерийцев с племенами срубной культуры. Характерные черты киммерийцев – солярные знаки, в том числе и характерный ромбовидный значок с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Термин «киммерийская археологическая культура» является условным, но широко используемым историками и археологами. Им обозначатся предскифское население Северного Причерноморья.

О том, как обосновались киммерийцы на крымском полуострове, посвящена публикация "Киммерийцы - древний народ Крыма. Кто они?"

В эпоху раннего железного века из отдельных племён начали формироваться народы. Первыми из них в Восточном Крыму поселились киммерийцы. Даже во времена Гомера и Геродота, которые поведали нам о киммерийцах, этот народ уже стал переходить из реальной истории в мифы и сказания.

Современные учёные считают, что киммерийцы проживали в Крыму с XV-VII вв. до н.э. Но где именно? На всём просторе от Дона до Дуная - либо только на Таманском и Керченском полуострове? И чем занимались эти древние племена - жили оседло, пахали землю и выращивали пшеницу или кочевали вслед за стадами животных? На каком языке говорили киммерийцы? По сохранившимся в ассирийских хрониках именам киммерийских вождей можно предположить, что их язык принадлежал к иранской группе инроевропейской языковой семьи.

С восточной частью Крыма связаны такие топонимы, известные из сочинений античных писателей, как область Киммерия, Боспор Киммерийский, киммерийские переправы (учитывая то, что Боспором Киммерийским в древности называли Керченский пролив, можно допустить, что на нём и находились киммерийские переправы), гора Киммерий и греческий город Киммерик. Возможно, с Крымом связаны и киммерийские стены - легендарные укрепления, которые, как считали греки, были сооружены киммерийцами.

Археологически киммерийская эпоха представлена в Крыму довольно скромно. Известно чуть более двадцати под курганных захоронений в степной и предгорной частях полуострова, два каменных изваяния, некогда стоявших на курганах над киммерийскими могилами, и отдельные находки киммерийских вещей. Исходя из этих наблюдений, можно предположить, что киммерийцы занимали всю степную часть Крымского полуострова, Керченский полуостров, местами проникали до северного склона Главной гряды Крымских гор.

Большинство киммерийцев проживали в жилищах срубного типа или землянках. Каждый дом имел немалую площадь, порой она достигала 100 квадратных метров.

Кстати, подобный обычай и особенности строительства до сих практикуются у некоторых племён. Большинство киммерийских поселений располагались в степях или долинах рек.

Эти места и сегодня хранят сведения о жизни древнего народа. Например, можно с уверенностью сказать, что, помимо разведения крупного и мелкого рогатого скота, киммерийцы занимались земледелием, тяготели к оседлому образу жизни. Активно развивалось ткачество, изготовление посуды из глины, рогов, обработка камня и дерева.

Благодаря изображениям на этрусских и греческих вазах мы знаем, что киммерийцы были хорошими наездниками и очень умелыми лучниками, что они носили удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи, островерхие шапки и мягкие кожаные сапожки. Война была частью жизни киммерийцев, - ведь главной их ценностью считался скот, а стада в любую минуту могли присвоить жители соседних племен, не говоря уже о грозных пришельцах из великой степи.

Каждый киммерийский воин был вооружен мощным дальнобойным луком. Наконечники стрел, цилиндрические топорики для рукопашного боя, рукоятки коротких железных мечей и кинжалов делались из бронзы. Киммерийцы были искусными наездниками и ценили хорошую конскую сбрую. Ее детали вместе с оружием археологи находят, раскапывая захоронения.

Очевидно, киммерийцы одни из первых установили контакты с развитыми странами Восточного Средиземноморья, овладели техникой производства металлов. Они сыграли значительную роль в распространении железа и в Восточной, и в Центральной Европе.

По имеющимся данным, общественный строй киммерийцев характеризовался наличием патриархальных родов и семьи, которые объединились в племена, племенные союзы во главе с вождями царями.

Проводимые ранее исследования Черногоровского, Камышеваха, Малая Цимбалка, Обрывского и некоторых других степных курганов, предскифский возраст которых удалось установить ранее, не содержат фактически каких-либо изделий, которые могли бы познакомить нас с особенностями искусства той исторической поры. Пробел этот ощущался очень остро, так как оставалось не известным, было ли это искусство близким к скифскому или отличалось от него.

Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольского близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А.А. Щепинским. В кургане оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Его дополнил великолепный набор вещей, в том числе и местной художественной выделки, из Носачевского кургана.

Вскоре выяснилось, что различные вещи воинского, а иногда и домашнего обихода изготовленные по киммерийским образцам или в духе киммерийского прикладного искусства, есть в памятниках чернолесской, протомеотской, кобанской, древнейшей ананьинской и фрако-киммерийской культур.

Удила с шипами на грызле. Киммерия. Фото из свободных источников.
Удила с шипами на грызле. Киммерия. Фото из свободных источников.

В крымском Приазовье киммерийские стоянки встречаются редко. Одна из них была обнаружена в низовье Тарханской балки в 1973 году и позже обследована совместно с А. А. Щепинским. Культурный слой стоянки, датированной ориентировочно IX—VIII вв. до н.э., погребен в суглинках террасы вблизи русла временного водотока. Он вмещает золу очагов и древесные угольки, кости крупных и мелких животных, обломки черной лощеной лепной керамики, кремневые скребки, отщепы и обломки. Обнаружены заготовка пряслица и мотыга, сделанная из рога оленя.

Киммерийская одежда была во многом похожа на скифскую. Это сходство в первую очередь связано с тем, что оба народа жили в сходных климатических условиях. Одежда степных кочевников была идеально приспособлена для открытых обширных просторов Евразии и умеренно-континентального климата - лютых зимних морозов, продолжительной летней жары, пронизывающих ветров и т.д.

Киммерийские мужчины носили короткие кожаные куртки, узкие штаны, мягкие полусапоги. Самыми распространенными головными уборами киммерийцев были высокие островерхие башлыки. Их изображения можно обнаружить на греческих и этрусских вазах, ассирийских фресках и рельефах, относящихся к VIII-VI вв. до н.э.

О женской одежде киммерийцев, к сожалению, почти ничего не известно.

Захоронения киммерийцев в Крыму также немногочисленны. Нередко это впускные захоронения в курганы эпохи бронзы. На Казантипе и Караларской возвышенности встречаются гробницы VI-IV веков до нашей эры, имеющие вид грубых каменных ящиков без перекрытий, с кольцевой обкладкой из глыб. Археолог А. А. Масленников предполагает, что они принадлежали потомкам легендарных киммерийцев.

Мегалитические сооружения крымского Приазовья II-I тысячелетия до н.э. Фото из свободных источников.
Мегалитические сооружения крымского Приазовья II-I тысячелетия до н.э. Фото из свободных источников.

В религии киммерийцев преобладал культ богини-матери. Об этом свидетельствуют женские изображения, которые встречаются на предметах быта и ритуальных вещах. Большую роль для этого народа играли ритуалы, связанные с силами плодородия.

Божества Киммерийского времени. Фото из свободных источников.
Божества Киммерийского времени. Фото из свободных источников.

Традиции киммерийцев предполагали периодическое проведение обрядов, что, как верили люди, могли помочь получить урожай с обработанной земли или приплод скота. Даже среди бытовых предметов встречаются необычные изделия, которые играли роль оберега или даже могли изображать киммерийских божеств.

Например, известны чаши в форме женщины, держащей на руках ребёнка, статуэтки с преувеличенно подчёркнутыми женскими особенностями тела, фаллические изображения. Как и у многих других древних народов, такие символы служили своего рода талисманами. Древние народы полагали, что все это является силой и защитой рода, племени, приносят плодородие земли и плодовитость животным и людям.

О традициях киммерийцев и сегодня известно не слишком много – нас отделяет от этого народа огромное расстояние по времени. Несмотря на это, мы можем представить, как жил этот народ, с чем были связаны его бытовые заботы или религиозные обряды.