Найти тему
Пермский студент

Устный экзамен

Оглавление

У студентов устный экзамен вызывает разные впечатления и мнения. Кто-то испытывает сильные переживания и тревогу перед экзаменом, даже если хорошо подготовлен, в то время как другие проявляют уверенность и легко устанавливают контакт с преподавателем, даже не имея хороших знаний, в результате чего получают высокие оценки. В чем кроется секрет такой разницы?

Что такое устный формат экзамена

Устный экзамен представляет собой форму опроса студентов по известным заранее вопросам. Обычно экзамены проводятся в групповом формате, где в аудиторию приглашается 5-7 человек. Каждый студент выбирает билет и готовит краткий ответ на него, записывая необходимые подсказки на черновике (которые не проверяются) - на подготовку дается 20-30 минут. Первым на собеседование с преподавателем идет студент, который подготовился быстрее всех. Во время диалога с преподавателем выявляется глубина понимания материала. Преподаватель обычно задает уточняющие вопросы и делает замечания, по реакции студента можно определить, списал ли он ответ, просто повторяет заученный текст или действительно понимает предмет и пропустил некоторые детали.

Когда студент старается ответить на вопросы, даже если изначально он немного сбивается, экзаменатор начинает задавать уточняющие вопросы. Не нужно воспринимать дополнительные вопросы как попытку "завалить", это не так. В основном преподаватели пытаются помочь, видя перед собой активного и сообразительного собеседника. Для преподавателя экзамен - это рутинная обязанность, которая может вызывать нервозность из-за большого числа студентов, которые не стремятся учиться, а просто хотят получить оценку.

Преподавателям нравится работать с теми, кто хорошо ориентируется в материале, но возможно что-то неправильно понимает. Когда студент сам задает дополнительные вопросы, это может привести к более интересному и продуктивному обсуждению. Преподаватели будут рады проявлению интереса к предмету и с удовольствием разъяснят все детали - ведь "разговор между профессионалами" намного интереснее простого запоминания материала без понимания.

В случае, если студент отмалчивается и не пытается добиться своими силами правильного ответа, преподавателю остается только поставить неудовлетворительную оценку и как можно скорее избавиться от такого скучного собеседника. Важно понимать, что это лишь поверхностные моменты устного экзамена. Чтобы успешно сдать экзамен, нужно тщательно подготовиться ко всем его аспектам.

Как получить высокую оценку?

Как гласит поговорка - экзамен, особенно устный, зависит на 40% от знаний, на 30% от удачи и на 30% от актерского мастерства.

Подготовка к экзамену

Для того, чтобы успешно сдать устный экзамен, есть одно важное правило: не нужно просто заучивать конспект, лучше его понять. Механическое заучивание часто приводит к плохим результатам на экзаменах. Те, кто просто зубрят сложные формулировки из учебников, часто теряются и не могут дать осмысленные ответы, когда преподаватель задает вопросы. Кроме того, информация, выученная наизусть, часто не сохраняется в памяти на долгое время, и к моменту экзамена студенты забывают многие детали.

Заметка для студентов! Сохраните, чтобы запомнить

Если вам потребовалась помощь в выполнении каких-либо учебных заданий, обратитесь за помощью к специалистам http://diplomm-perm.ru/. Здесь выполняют все виды студенческих работ на заказ. На выполненные работы предоставляется гарантия. Напишите в чат, на почту или в мессенджер, чтобы узнать стоимость выполнения своей работы или задать другие вопросы.

Для успешной сдачи экзамена, советуем придерживаться нескольких рекомендаций:

  1. Готовьтесь заранее, этот способ позволит вашей памяти закрепить полученные знания.
  2. Разбивайте материал на небольшие разделы и учите дозированно, не перегружая мозг сразу всей информацией.
  3. Используйте метод запоминания - прикройте конспект и попробуйте вспомнить, о чем шла речь.
  4. Постарайтесь упростить информацию и объясните ее, как будто вы рассказываете ребенку 5 лет.
  5. Тренируйтесь в устных ответах перед зеркалом или проверяйте друг друга, чтобы выработать тактику поведения перед экзаменатором.
  6. Пишите шпаргалки – этот способ поможет улучшить запоминание материала, даже если не собираетесь списывать. В этом случае может сработать зрительная память.
  7. Если получили информацию об устном экзамене незадолго до его начала, прочитайте свои конспекты полностью по этому предмету и выделите основное, но не рекомендуется это делать в ночное время, лучше всего выспаться и тогда вы лучше вспомните на свежую голову, что отвечать на экзамене.

Настройте себя правильно!

Устный экзамен может вызывать некоторую тревогу, но если вы хорошо подготовились к нему, подготовили факты, цифры, формулы и классификации, то пришло время успокоить нервы и отпустить напряжение. Важно иметь позитивное и уверенное настроение, чтобы умело и правильно вести диалог с экзаменатором и найти общий язык с ним. Поставьте себя перед зеркалом, улыбнитесь, выпрямитесь и вдохните спокойствие - вы готовились достаточно тщательно.

-2

Спокойная музыка или вдохновляющие мелодии помогут снять напряжение. Обязательно позавтракайте перед экзаменом, потому что голод не способствует продуктивному интеллектуальному общению. Съешьте легкий, но питательный завтрак, содержащий белок. Орехи и шоколад также могут стимулировать ваш мозг. Однако стоит избегать употребления алкоголя перед экзаменом, так как он может негативно сказаться на памяти и испортить впечатление собеседника. Вместо этого можно выпить чашку кофе, чтобы оставаться бодрым и сосредоточенным.

Внешний вид

Комфортная одежда может помочь справиться со стрессом. Не обязательно выбирать совершенно новую одежду, чтобы избежать неприятных ощущений во время экзамена. Лучше приходить в привычной одежде. Однако стоит помнить, что первое впечатление играет важную роль, и преподаватели, так же как и все люди, делают свои оценки основываясь на первом впечатлении.

Примените следующую проверенную хитрость - чтобы казаться более умным, одевайтесь в стиле изысканного ботаника. Тщательно уложите волосы, наденьте элегантную рубашку и возьмите очки без диоптрий. Вас будут воспринимать как более компетентного и это может смягчить экзаменатора, возможно, даже простит некоторые неточности в ответах или задаст менее сложные вопросы.

Считается, что яркий макияж не способствует благосклонности экзаменатора, особенно если преподаватель мужчина. Вместо этого, лучше избегать яркой одежды и избытка драгоценных украшений, так как это может вызвать раздражение. Однако необычные аксессуары из бисера, используемые с умом, могут вызвать интерес у преподавателя, независимо от его пола.

Все готово? Тогда отправляйтесь в учебное заведение. При этом не забудьте заглянуть за окно, чтобы узнать погоду. Ясное солнечное небо может сулить успех на экзамене, а дождь и гроза – неожиданное везение.

-3

Экзамен

Для уменьшения тревожности и знакомства с обстановкой приходите к аудитории заранее. Определение оптимального времени для входа на экзамен имеет свои тонкости. Хотя считается, что сильные студенты идут первыми, быть первым не всегда выгодно. Это может лишить вас возможности почувствовать настроение экзаменатора, узнать его вопросы и отношение к тем, кто списывает. В то же время не стоит долго тянуть время перед дверью, так как могут закончиться "пятерки" - так называемый студенческий парадокс.

Наилучшие шансы на успешное сдачу устного экзамена имеют те, кто подходит к золотой середине или отвечает последним из лучших студентов. В случае, если у вас есть пробелы в знаниях, лучше идти отвечать в конце. Утомленный преподаватель, возможно, не будет ждать долгих рассуждений, и вы получите тройку без лишнего напряжения.

Чтобы не томить себя долгим ожиданием, используйте время с пользой и повторяйте билеты, на которые вам не хватило времени или проработайте еще раз сложные для вас вопросы. После того, как вы вошли в кабинет, обязательно поздоровайтесь с преподавателем, слегка улыбнитесь и смело берите первый подходящий билет. Садитесь за стол и дайте себе минуту для того, чтобы успокоиться от волнения. После этого внимательно прочитайте вопросы и начните письменно отвечать на тот вопрос, который знаете лучше остальных. Это поможет вам успокоиться, сосредоточиться и выиграть время для того, чтобы вспомнить ответы на оставшиеся вопросы.

-4

Очень важно записывать все свои мысли по полученным вопросам или сделать краткие ключевые пометки о главных понятиях, датах, определениях или именах, а также нарисовать графики, которые могут пригодиться при устном ответе. Используйте метод причинно-следственной связи, это поможет восстановить цепочку связного материала.

Если что-то вам показалось новым и неизвестным, не расстраивайтесь, возможно, вам вспомнятся дополнительные знания из смежных дисциплин. Прислушивайтесь, какие вопросы задает экзаменатор другим студентам и какие ответы они дают. Анализируйте услышанную информацию и делайте выводы, даже если они не всегда верны. Это возможно даст какие-то подсказки на ваш вопрос в билете и позволит преподавателю оценить вас как студента, который думает.

К тому моменту, когда все ваши мысли будут записаны на бумаге, ваша уверенность должна быть полной. Если вы все равно чувствуете себя неуверенно, выберите правильный момент для подхода к преподавателю. В таком случае не стоит идти за отличниками, после них трудно удивить преподавателя. Пропустите вперед троечника, чтобы выделиться на его фоне. Дайте себе установку: "Я все знаю" и отправляйтесь к преподавателю на экзамен.

Как общаться с экзаменатором?

Оставшись наедине с экзаменатором, постарайтесь успокоиться, не нервничать и проявлять уверенность. Садитесь ровно, не скрещивая руки и ноги, а лучше немного наклонитесь вперед к преподавателю или продублируйте его позу. Смотрите чуть выше уровня его глаз, не фиксируя прямой взгляд, и время от времени отводите глаза в сторону. Не стоит задавать вопросы типа "могу ли я начать со второго вопроса?", просто начинайте с ответа, в котором вы чувствуете уверенность. Не трогайте воротник одежды, не мните лист с письменным ответом и не играйте ручкой - все это может создать впечатление неуверенности и повлиять на оценку.

Избегайте чересчур самоуверенного поведения. Помните, что преподаватель официально умнее вас, особенно если он является доктором наук. Ни в кое случае не вступайте с преподавателем в спор, лучше соглашайтесь с его мнением и делайте вид, будто именно это вы хотели сказать. Если чего-то забыли или переживаете, преподаватель вас не осудит, а может быть он даже оценить вашу искренность и даст дополнительные баллы.

-5

В начале отвечайте тихо и четко. Плохая дикция может снизить оценку, так как преподаватель может Вас не понять. Акцентируйте внимание интонацией на важных моментах. Умеренно применяйте жестикуляцию - это выразит ваш интерес к рассматриваемой теме. Делайте паузы, но не длинные, задавайте риторические вопросы и сами на них отвечайте. Старайтесь придерживаться логической последовательности в ответах. Если вы получили дополнительные вопросы - говорите быстро, много и красиво, пытаясь оставаться в рамках темы. Избегайте длинных пауз, чтобы не возникало новых вопросов. Студенты старшекурсники советуют не выкладывать все свои знания по билету сразу, хотя вы можете подготовить ответ полностью на письменном этапе, но устно упускайте пару важных моментов, чтобы преподаватель задавал уточняющие вопросы.

Преподаватель сам обратит внимание на упущение в вашем ответе, и задаст вам уточняющие вопросы. Если вы уверенно дадите ответ на эти вопросы, он будет приятно удивлен знаниями и, возможно, не будет углубляться дальше. Но в случае, если ваш ответ будет неуверенным, то лучше не применять такие уловки, так как ваши знания темы могут показаться экзаменатору недостаточным, и он не захочет больше уточнять.

В том случае, если вам задали вопрос, на который вы не можете уверенно ответить, либо у вас есть несколько вариантов ответа, тогда лучше медленно назвать один из ответов и внимательно следить за реакцией преподавателя. Если он своей мимикой покажет что сомневается или покачает головой отрицательно, незамедлительно озвучьте другой вариант, который вы подготовили, вероятнее, он окажется верным. Также можно попросить преподавателя повторить свой вопрос, а вы сделаете вид, что размышляете над ним. При этом дайте понять, что ответ у вас "вертится на языке", но вы не можете его сформулировать. И когда преподаватель даст подсказку ключевых слов, быстро включите их в свой ответ.

Если у вас нет даже примерного ответа, признайтесь преподавателю честно, что когда готовились, не смогли до конца понять эту тему, и приведите хотя бы обрывки мыслей, которые вы запомнили. Преподаватель будет рад разъяснить материал думающему студенту, и вы сможете добавить свои мысли к его объяснениям, чтобы показать, что вы способны мыслить самостоятельно и понимать материал. Пусть думает, что вы все схватываете на лету.

Не сомненно, все вышеперечисленные методы в действительности эффективны, но в особенности они применимы для студентов, которые зарекомендовали себя, как отличные ученики. Помните еще не маловажный момент, чтобы успешно сдать устный экзамен, важно начинать общение с преподавателем задолго до сессии. Опыт старшекурсников показывает, что проявление интереса к предмету – это задавать вопросы на лекциях или в перерывах между ними, озвучивать свои мысли и выносить собственные идеи на лабораторных, практиках, семинарах, одним словом - активно и внимательно взаимодействовать с преподавателем в течение всего семестра. Такое усердие несомненно будет вознаграждено на экзамене.