«Европа играется с аккумуляторами и делает своих граждан подопытными кроликами зелёных фанатиков» — такого рода заголовками сейчас пестрят СМИ в странах ЕС на фоне вступления в силу нового законодательного акта с названием «Регламент по батареям» [Batteries Regulation, от 10 июля 2023].
Журналисты наперебой разоблачают задумки ЕС о своём новом законодательном акте. Дескать европейские власти пытаются контролировать всё, что вы делаете с вашей же электроникой.
👇 Но что это за документ и о чём он? Выделили основные тезисы.
В чём суть нового европейского «Регламента по батареям»?
По мнению европейских властей, «Регламент по батареям» способствует созданию более зелёного, чистого и конкурентоспособного рынка батарей в ЕС и призван защищать здоровье и благополучие людей и животных от негативных последствий использования батарей.
Но вместе с тем он написан под нужды массового энергетического перехода на аккумуляторную энергию в автомобилях и электростанциях. Также законодательный акт учитывает потребности цифровой трансформации предприятий (так называемая «Промышленная революция 4.0»), вместе с тем повышая ответственность потребителей и производителей.
👉 Есть и плюсы, и минусы, что вызывает критику, негодование противников акта.
- Стандарты. Закон открывает путь для введения стандартов и требований к вредным веществам, переработке, заменяемости, социальному воздействию, выбросам парниковых газов и происхождению.
- Новые правила без исключений. Касается всех батарей в Европейском союзе: от потребительской электроники до устройств хранения для промышленности. Европейская комиссия заявила, что Регламент по батареям, который вступил в силу, ограничивает использование вредных веществ, таких как ртуть и свинец, а также создает условия для обязательных целей по переработке.
- Контроль с 2025-го года. К этому времени будут введены обязательные минимальные уровни содержания переработанных материалов.
- Сменные аккумуляторы. Новые потребительские электронные устройства должны иметь съёмные и заменяемые батареи, каждая из которых должна иметь цифровой паспорт, доступный по QR-коду.
- Вредная добыча сырья под запретом. Компании в производственной цепочке обяжут обеспечивать добычу сырья без негативного экологического или социального воздействия.
- Цель — нулевое загрязнение и безопасность. Новый закон ставит во главу амбиций циркулярную экономику и нулевое загрязнение, усиливает стратегическую автономию ЕС, обеспечивает безопасность и устойчивости батарей на протяжении всего их жизненного цикла.
- Чёткие законы по утилизации во всех странах. Участники ЕС должны принять подробное вторичное законодательство по «Регламенту по батареям».
- Контроль отчётности. Новый закон заложил основу для отчётности по выбросам для индустрии батарей и постепенного повышения стандартов.
- Углеродный след. Изменение климата является второй по значимости категорией воздействия на окружающую среду для батарей после добычи и использования минералов и металлов, согласно регламенту. Перезаряжаемые промышленные батареи емкостью более 2 кВт·ч и те, которые используются для легких средств передвижения (ЛСП) и электромобилей, должны получить декларации об углеродном следе. Стандарты будут постепенно повышаться.
- Срок службы аккумуляторов. Законодатели ввели более строгие правила для долговечности и производительности.
Ну и как мы можем жить в мире без ртути, свинца и QR-кодов?
Регламент по батареям пытается ответить на этот вопрос. Запрещая использование и складирование на свалках вредных веществ (таких как ртуть и свинец в батареях), он гарантирует их правильную переработку.
⭐ Это, конечно, не нравится производителям.
Он также требует от производителей батарей предоставлять чёткую информацию о своих продуктах через QR-коды. Таким образом, без загрязнения окружающей среды мы выживем, но не без QR-кодов — они оказались полезны в данном случае.