Найти в Дзене
Ежедневник учителя

Советы родителям будущих первоклассников

Совсем скоро первое сентября. А это значит, что ваш ребенок пойдет в школу. Особенно волнительно, если он пойдет в первый класс. С одной стороны, это радостный момент, ваш ребенок вырос, с другой – ответственный. Начало обучения в школе – это очень важный, переломный момент в жизни каждого.

Школа – это новые знакомства, новый режим дня, новая социальная роль. Ваш ребенок уже ученик! В школе меняется основной вид ведущей деятельности. Если в детском саду была игровая, то сейчас – учебная. Соответственно, перед учеником возникает много задач, требующих немало как физических, так и интеллектуальных усилий.

Меняется всё: режим дня, эмоции теперь нужно сдерживать, нужно больше самостоятельности и ответственности. Одно из самых сложных требований в школе является соблюдение дисциплины.

Школа – это большая нагрузка в психологическом, интеллектуальном, да и физическом смысле тоже. Важно не забывать о самом главном – о здоровье ребенка.

Первый год в школе – это особого рода испытательный срок для родителей. Зачастую не хватает терпения и спокойствия. Но нельзя сказать точно сколько длится адаптация к школе. Это может быть и неделя, и две, и месяц, и даже полгода. Ребенок перестраивается в эмоциональном, психическом плане. А наша с вами задача – набраться терпения и ему помогать. Есть такое понятие как «готовность к школе». Оно интегральное.

В первую очередь, ребенок должен быть готов психологически. Многие считают, что оценка готовности к школе включает только интеллектуальное развитие. Это не так. И вот, родители стараются максимально загрузить ребенка всевозможными знаниями. Забывая при этом о его возрастных особенностях.

Рассмотрим психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к школе. Итак, «психологическая готовность». Ребёнок должен хотеть в школу, он должен понимать о роли ученика, быть готовым общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, быть настроенным, что учеба – это нелёгкий процесс и могут быть неудачи.

К моменту поступления в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать и т.д. Если этому вовремя не научиться – ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя «не в своей тарелке».

При интеллектуальной подготовке важно найти «золотую середину». Не требовать от ребенка что-то только потому, что другие умеют это, а он нет. Ребенку важно дать возможность получить удовлетворение от достигнутого, и только потом переходить к чему-то новому.

Нужно помнить, что у ребенка, испытавшего неудачу, снижается интерес к новому. Соответственно, затрудняется процесс обучения. В интеллектуальной подготовке большая роль отводится родителям. Когда заниматься? Какие специальные разливательные группы? Да никакие! Это происходит ежечасно, чуть ли не ежеминутно. Важно не отмахиваться от детей, а отвечать на все его «почемучки». Сюда же: «отчего?», «зачем?» и «как?». Есть дача? Прекрасно! Яркая палитра красок, форм, размеров, классификаций. Житель города? Замечательно! «Сколько этажей вон в том доме?» или «какого цвета эта машина?».

Кроме знаний об окружающем мире, ребенку перед школой необходимо обладать базовым запасом представлений, которые помогут усвоить школьный материал. Дети должны уметь различать пространственные представления (верх, низ, над, под, за, слева, справа, сбоку и т.д.). Отличать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), уметь различать цвета, величину предметов, понимать понятие больше, меньше, часть, целое. Такие понятия лучше усваиваются непроизвольно, в ходе игровой деятельности.

Учите ребенка способности концентрировать свое внимание, работать без отвлечений.

Для успешного овладения навыком письма ребенок, поступающий в школу, должен правильно держать ручку. Развивают мышцы пальцев раскрашивание, штриховка, рисование, лепка, работа с конструктором.

Очень важным моментов для успешного обучения является развитие речи. Ребенок говорит, подражая взрослым. Если в доме говорят слишком громко или нечетко, ребенок будет говорить также. (И не стоит думать, что случайно вылетевшее из ваших уст нелитературное слово, пройдет мимо ребенка. Все проявится при первом же удобном случае).

Словарный запас шестилетних детей, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок овладел таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которыми он владеет.

Рассматриваете вы картинку, читаете книгу, слушаете сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся слова, на их значение.

Очень важно добиться правильного произношения у ребенка, так как правильное произношение – это основа в обучении чтению и письму. Самым простым способом выявления умения у ребенка произносить те или иные звуки является следующее упражнение. Покажите ребенку картинки, где исследуемый звук стоит в начале, в середине, в конце. Например, звук «с». Слова: сорока – лиса – колос. В результате такой проверки станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что делать дальше? Важно! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами. Самое правильное – обратиться к специалисту. Коррекция произношения – сложный, длительный процесс.

Таким образом, важнее не учить читать и писать, а развивать речь и создавать условия для развития моторики движений руки и пальцев. Также важен и не объем знаний, а качество мышления, развитие способности слушать, понимать смысл.

Вместо вывода

Нарисуем словесный портрет первоклассника готового к школе:

- в меру выраженная игривость;

- достаточная самостоятельность;

- нет импульсивности и бесконтрольности поведения;

- умение общаться со сверстниками;

- умение общаться со взрослыми, в том числе и с незнакомыми;

- понимание нового статуса – «ученик»;

- умение сосредоточиться на задании, развито словесное восприятие;

- достаточный уровень знаний об окружающем мире, умение сделать обобщения, классифицировать, выделять сходства и различия;

- достаточное развитие координированных движений руки;

- достаточное развитие произвольной памяти;

- речевое развитие.

Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание.