В СССР белогвардейцев рассматривали как врагов советской власти и демонстрировали их жестокости. После перестройки стал распространяться термин "красный террор", который использовался для описания политики большевиков в отношении дворянства, буржуазии и других "непролетарских классов". Но как насчет "белого террора"? Существовал ли он в принципе?
Расстрел у Кремля
«Белый террор» представляет собой термин, используемый современными историками для описания репрессивных мер, осуществленных против большевиков и их сторонников. Обычно насильственные действия были случайными и неорганизованными, но иногда они получали поддержку временных военных и политических властей.
Первый официально документированный случай "белого террора" произошел 28 октября 1917 года. Юнкеры, освобождавшие Московский Кремль от повстанцев, собрали безоружных солдат из 56-го запасного полка, перешедших на сторону большевиков, около памятника Александру II, предположительно для проверки, и открыли по ним огонь из винтовок и пулеметов. Это привело к гибели около 300 человек.
Корниловский «ответ»
Говорят, что один из руководителей белогвардейцев, генерал Корнилов, якобы приказал не брать пленных, а убивать их на месте. Однако никакого официального документа с таким указанием не было найдено. В то время как большевики официально объявили о терроре, оправдывая его идеологически, армия Корнилова придерживалась законности и правопорядка, избегая конфискации имущества и излишней жестокости. Однако в некоторых случаях обстоятельства вынуждали противников Корнилова отвечать жестокостью на жестокость.
Например, в районе станицы Гниловской под Ростовом большевики убили несколько раненых офицеров Корнилова и сестру милосердия, которая их сопровождала. В районе Лежанки большевики захватили и заживо похоронили казачий отряд. Они также разорвали живот местному священнику и проволокли его кишками по всей станице. Многие близкие к корниловцам люди стали жертвами большевиков, и этот факт привел к тому, что корниловцы начали убивать пленных.
От Поволжья до Сибири
В лето 1918, сторонники Учредительного собрания получили власть в Поволжье. Белогвардейцы жестоко расправлялись с партийными и советскими работниками. В оккупированных территориях Комуча, были созданы охранные структуры и военно-полевые суды. Для казней большевиков использовались «баржи смерти». В сентябре-октябре были подавлены рабочие восстания в Казани и Иващенково.
На севере России около 38 тыс. человек были заключены в архангельскую тюрьму по обвинению в большевистской деятельности. Более 8 тыс. арестантов были расстреляны, а еще более 1000 умерли в тюрьме.
В 1918 году около 30 тыс. человек стали жертвами «белого террора», который был распространен на территориях, находившихся под контролем генерала П. Н. Краснова. В одном из приказов коменданта Макеевского района от 10 ноября 1918 года говорилось: «Запрещаю арестовывать рабочих, приказываю расстреливать или вешать; Повесить всех арестованных рабочих на главной улице и не снимать три дня».
В ноябре 1918 года адмирал А. В. Колчак активно проводил политику высылки и расстрелов сибирских эсеров. Член ЦК партии правых эсеров Д. Ф. Раков писал: «Омск просто замер от ужаса… Было убито бесконечное множество, как минимум 2500 человек. Целые возы трупов провозили по городу, словно бараньи и свиные туши зимой».
Генерал А. И. Деникин был обвинен в слишком мягком отношении к большевикам. Тем не менее, есть подписанный им приказ № 7 от 14 (27) августа 1918 года, в котором говорится, что все люди, обвиняемые в помощи или благоприятствовании военным или властям Советской республики в их враждебных действиях против Добровольческой армии, а также за умышленное убийство, изнасилование, разбои, грабежи, умышленное поджог или утопление чужого имущества, должны быть переданы военным судам Добровольческой армии по распоряжению военного губернатора.
Как бы то ни было, нельзя считать «красных» плохими и «белых» исключительно хорошими, или наоборот, в зависимости от предпочтений. Любая война - это прежде всего насилие. Гражданская война - это ужасная трагедия, в которой сложно выделить правых и виновных.