В двадцатые годы прошлого века афинская больница Аритейон находилась на одной из столичных окраин, на улице Королевы Софии. 20 сентября 1920 года в больницу привезли тяжело больного, исхудавшего до костей, старенького монаха с острова Эгина. Монах был одет в много раз заштопанный старенький подрясник, его сопровождал мужчина лет сорока и две монахини.
Изможденным старцем-монахом был Святитель Нектарий, у которого около года назад была диагностирована злокачественная опухоль простаты, в тяжелой форме. Тяжкий недуг причинял ему великие страдания, особенно в те годы, когда медицина ещё не научилась облегчать участь приговоренных к смертельной болезни.
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Никто из сотрудников больницы даже не догадывался, что старенький больной монах – это митрополит Нектарий, бывший ректор Ризарийской духовной школы. Святитель, несмотря на то, что не хотел ложиться в больницу, оказал послушание своим близким, чтобы они не волновались. В больнице он смиренно и с уважением к врачам принял, что его поместили в обычную четырехместную палату третьего (самого низшего) разряда, в корпусе для бедняков и неимущих, не требуя особого к себе отношения и даже чуть более комфортных условий, чем простые люди.
В четырехместной палате вместе со святителем лежали ещё двое больных – крестьянин из деревни в Аттике, недалеко от Афин, который свалился с осла в пропасть и теперь не мог ни ходить, ни пошевелить руками и ещё один пожилой мужчина, в прошлом учитель, у него было что-то урологическое.
Святитель пролежал в больнице два месяца. К сожалению, история его болезни не сохранилась. Но, со слов людей, которые его навещали, известно, что операцию ему так и не сделали, по неизвестной причине, возможно, врачи сочли его уже неоперабельным, либо причина была в другом. Со слов свидетелей, все пятьдесят дней, пока Святитель был в больнице, он постоянно терпел невыносимые боли.
При больнице был храм Святого Великомученика Георгия, один-два раза в неделю там служили Литургию и Святитель каждый раз причащался Святых Христовых Таин.
Святителя навещали афинские священники, монахи со Святой Горы Афон, близкие ему верующие миряне. На острове Эгина сёстры его монастыря постоянно молились о нём. Эгинская игуменья Ксения составила несколько молитв и тропарей о здравии своего духовного отца, например такой, третьего гласа, обращённый к Пресвятой Богородице: «Дева Нескверная, Богорадованная, покрый и соблюди благого служителя Твоего от всякого коварства вражия, от печали и уныния. Избави его, терпящего напасть, и болезнующего исцели, да, веселяся, воспоет имя Твое и, радуяся, прославляет непрестанно, Чистая, величие Твое».
В последнюю неделю перед кончиной у Святителя резко поднялась температура и до самого конца уже не опускалась ниже сорока. 8 ноября 1920 года в воскресенье больничный священник в последний раз причастил Святителя святых Христовых Таин. До позднего вечера Святитель был погружен в молитву, около половины одиннадцатого приподнялся на локтях, и прошептал:
- Ты это мне говоришь? Ты это мне говоришь Господи? – возможно, отвечая так на приглашение Христа войти в радость Господа своего. После этого Святитель предал свою святую душу Господу, Которому служил всю свою жизнь.
Во время кончины Святителя рядом с ним в палате, кроме двух больных была эгинская монахиня Евфимия. Увидев, что Святитель скончался, она крикнула медсестре, чтобы та подошла. Но когда сестра вошла в палату, они обе и оба лежачих больных почувствовали настолько сильное благоухание, что никто из них не мог произнести ни слова.
Очень скоро произошло первое посмертное чудо Святителя. Потом, за сто с лишним лет после его блаженной кончины таких чудес были тысячи тысяч, малая часть из них упомянута в этой книге. Однако сразу после кончины Святителя произошло вот что: медсестра и санитары стали готовить его благоухающее тело к переносу в больничную церковь. Монахиня Евфимия положила нижнюю рубаху покойного на соседнюю кровать. И в то же мгновение исцелился лежавший на ней больной крестьянин, с параличом верхних и нижних конечностей.
Доктор Караплис, тогда был студентом медицины, и как раз проходил практику в больнице Аретэйон. Он свидетельствует, что бинты святого издавали очевидное благоухание и поэтому их не выбросили в мусорный бак, а закопали во дворе в отдельном месте.
По распоряжению больничного начальства койка Святителя полгода оставалась незанятой. Поскольку палата, где он лежал, в настоящее время разделена на несколько малых помещений, койка эта находится теперь в юго-западном углу второй палаты главного корпуса у окна. Устроенный над ней киот с неугасимой лампадой служит постоянным напоминанием, что здесь – место кончины великого угодника Божия. Благословение его и молитвы да будут с нами.
© Электронное издательство Орфограф, 2023
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь