"Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился." (Мф. 27: 3-5).
Почему отчаяние считается тяжким грехом? Оно лишает человека надежды на спасение, на помощь Божию. В христианском осмыслении отчаяние определяется как грех, и грех очень тяжкий, поскольку связывается не только с неверием отчаявшегося в собственные силы, но и с неверием в Божественный Промысл, отсутствием надежды на помощь Божию, упования на Бога. "Нет ни одного столь сильного оружия у дьявола, как отчаяние. И мы не так радуем его, когда грешим, как – когда отчаиваемся", – пишет свт. Иоанн Златоуст. Не следует отчаиваться, всё поправимо, и можно всё обратить к лучшему. В любом грехе можно покаяться, исповедовать его, а когда человек отчаялся, то ничего исправить нельзя. Иуда предал Христа за тридцать сребреников, а потом понял, что сделал, раскаялся и возвратил деньги. Он раскаялся, но отчаялся и совершил самоубийство. Предательство Христа - это даже не самое страшное, что совершил Иуда. Самое страшное, что он отчаялся и совершил самоубийство, лишившись возможности покаяться перед Богом, погубил душу.
Помимо всего сказанного, человек, отчаявшийся в спасении, не уповающий на Бога, может сотворить разные беззакония. Отчаяние исходит от гордыни, от самонадеянности, это грех сатаны и демонов. Они отчаялись в спасении и утвердились во зле, делают разные беззакония, соблазняют людей на грех. Нужно надеяться не на свои дела, а на милосердие Божие. Если согрешили, даже тяжким грехом, не нужно отчаиваться, а каяться и уповать на милосердие Божие. Отчаяние в спасении - это принятие помыслов от сатаны. Отчаяние может привести человека и к веро‑, и к богоотступничеству. Человек, отчаявшийся в спасении, освобождает себя от соблюдения заповедей Божиих, идёт широким путём, может пуститься во все тяжкие, во все беззакония, сделать много зла себе и ближним. Это свобода по сатанински, но приводит такая свобода в кромешный ад, в рабство греху и диаволу. После окончания земной жизни такой человек, порабощённый страстям, попадает в темницу, где получает мучения от духов злобы. Темницей называет Господь ад. "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта." (Мф. 5: 25-26). Отчаявшийся человек может быть свободен в своих действиях какое-то время, живя на земле, но не имеет мира душевного, радости, надежды, любви. Отчаянию свойственно уныние. Это смертный грех, и приводит он к вечной смерти. Нужно иметь веру, надеяться на Бога. Господь Иисус Христос знал о том, что Он после смерти воскреснет, потому что надеялся на Отца. Он всё преодолел, потому что имел жизнь в Себе. "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе." (Ин. 5: 26). А когда человек не надеется на Бога, в душе нет жизни. Диавол предлагает как бы анестезию - удовольствия этого временного мира. Но потом, когда действие наркоза закончится, боль будет сильной.
Такую мнимую свободу даёт сатана. Выбор такого пути отчаяния тяжёл. А бремя заповедей Божиих легко, потому что Сам Господь помогает его нести. "Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко." (Мф. 11: 28-30). А кто идёт по пути беззаконий, отступает от Бога, попадая в область врагов - духов злобы, хоть и может думать, что свободен. Господь же даёт совсем другую свободу, свободу от страстей; "истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете." (Ин. 8: 34-36). Эта свобода навечно. Страсти причиняют страдания душе, это болезни души. А отсутствие их - это радость, мир, любовь, вера, надежда. Это истинное счастье. Диавол не может дать покоя, он даёт мучения душе в вечности, а могут уже в этой жизни они начаться. А Господь даёт покой душе.
Отчаяния следует избегать. Любому греху есть покаяние. Это духи злобы сначала вводят человека в грех, а потом внушают ему помыслы отчаяния. Нужно молиться Богу, когда придут помыслы отчаяния и надеяться на Него. Помыслы от Бога и святых Ангелов, напротив, дают надежду на спасение, настраивают человека не отчаиваться, а приносить покаяние и смиряться, напоминают о милосердии Божием. "Помни два помысла и бойся их. Один говорит: ты – святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я – великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои". Преподобный Силуан Афонский.
"Надеющиеся на Господа, как гора Сион: не поколеблется вовек живущий в Иерусалиме. Горы вокруг него, и Господь вокруг народа Своего отныне и до века. Ибо не отпустит Господь жезла грешников на жребий праведных, чтобы не простёрли праведные к беззакониям рук своих." (Псалом 131: 1-3).
Источники: https://azbyka.ru/, https://www.molitvoslov.com/, https://azbyka.ru/otechnik/.