Выпуск 1(7) 2019
В этой статье вы не увидите полного разоблачения секретов «Национального шоу России «Кострома», дабы не шокировать всеми нами любимого зрителя и читателя, сохранив при этом живой интерес и некоторую интригу к жизни артистов и других сотрудников балета.
Мы бы хотели рассказать о работе, как говорится, «невидимого фронта» Шоу - STAFF группе (“Staff” в переводе с англ. «персонал» - примеч. ред.) «Русского национального балета «Кострома», которая уже более 28 лет работает под руководством заведующего постановочной частью Александра Сергеевича Зыкова.
Работа STAFF ведется ежеминутно: до, во время и после спектакля. В их ведомстве костюмы, реквизит, декорации, световая, видео- и аудиоаппаратура, дым-машины, хейзеры, экраны и множество другого технического оборудования. Именно STAFFом осуществляется сбор, погрузка, разгрузка, монтаж и демонтаж всего вышеперечисленного. Сегодня – это 8 тонн груза, который в кратчайшие сроки размещается по всему пространству сцены и концертному залу. А как это происходит, мы расскажем на примере самого масштабного проекта балета в Москве - «Национальное шоу России «Кострома».
Некоторые подробности нам удалось выведать, как говорится, из первых уст, у самого заведующего постановочной частью балета Александра Зыкова. Беседа состоялась в довольно редкой для темпа жизни Александра располагающей обстановке - в поезде, по пути следования на гастроли.
Оказалось, что первый сезон проекта по технической его составляющей очень отличался от спектакля, который мы привыкли видеть сегодня. В 2005 году балет приехал в Москву с грузом, помещавшимся в 6-метровую фуру. Туда входило все: костюмы, декорации, реквизит и даже кроватки, в которых во время представления спали дети артистов. Для сравнения, сейчас балет перевозит с собой две 13-метровые фуры, куда добавились световое оборудование, новые масштабные декорации (объемная арка «триединства»), самовар, стол, барная стойка, многочисленный реквизит и сотни новых костюмов. Монтаж сцены занимал 4-6 часов – сейчас не меньше 20 часов.
«Первые несколько сезонов я приезжал на площадку к 7 утра, вместе с артистками нашего балета, которые по очереди каждое утро проводили для гостей гостиницы «Космос» («Космос» - гостиница в концертном зале, которой «Кострома» провела 11 балетных сезонов – примеч. ред.) промоутерскую кампанию шоу. Тогда мы это называли – просто рекламой. Спектакль был оснащен большим числом пиротехники. Мне нужно было ее подготовить, а также зарядить то самое ружье, выстрелом из которого Анатолий Журавлев (Заслуженный артист РФ, в прошлом ведущий артист балета «Кострома» - примеч. ред.) пугал зрителя во время номера «Село Потешное». Я проверял декорации и старался как можно быстрее починить сломанный во время вчерашнего спектакля реквизит. А его, если честно, всегда было немало. Он ломался и будет ломаться всегда – ведь реквизит, как и артист, также работает более 80 шоу в сезон. Зато именно с ним связаны самые смешные и одновременно страшные моменты спектакля. От дирижабля отваливались винты, падал и разваливался на две части самовар, у гусей отваливались головы, у лошади ломался каркас и даже челюсть. Со временем многим из нас пришлось освоить работу скульптора, архитектора, хирурга и сварщика (смеется). За всем нужно следить, работа есть всегда: подкрасить, подкрепить, припаять, заварить, заклепать. Приходится возить с собой сварочный аппарат, и он действительно требуется. Сколько раз фонари на «Питерской» ломались! Все это надо срочно восстанавливать и зачастую из подручных средств», - вспоминает Александр. Сейчас объемы работы совсем другие – техники стало в разы больше. Появились декорации, которые крепятся на специальные дороги, их тоже когда-то приходилось дорабатывать. Могу сказать - любую программу сложно подготовить, важно хорошо установить декорации, экран, аппаратуру. Установил – живешь припеваючи. Но главное, здесь в одиночку не справиться – только командой».
Со временем STAFF-группа обрела надежных преданных людей. Это и ребята - артисты, которые помогают во время монтажа и демонтажа сцены, оператор светового пульта шоу сын Александра Зыкова - Андрей, звукорежиссер балета Анатолий Петров, техник сцены Евгений Вешкин и, конечно, самый ценный кадр STAFF - единственная женщина в команде, костюмер Наталья Селянкина. Это действительно слаженная команда, которая во время спектакля, помимо своих основных обязанностей, когда-то даже помогала переодевать артистов с номера на номер. На первый взгляд их работа во время шоу невидна, но, если задуматься, благодаря им концерт превращается в шоу: звучит музыка, горит свет, работает тяжелый дым, сменяют друг друга декорации, картинки видеопроекции, взлетает дирижабль и падает снег. У каждого своя партитура спектакля, все должны четко и слаженно работать, даже во время экстремальных ситуаций.
А вот одна из них. Многие из артистов помнят, как на сцене прямо во время номера «Зимушка» загорелась местная проводка. Как ни странно, Александр Зыков узнал о том, что «горим!» от артиста балета, солирующего в этом же номере, Павла Рубцова. В тот же момент Александр бежит на сцену, по пути хватает у кого-то из-под ног резиновый коврик, закрывающий провода за кулисами, молниеносно бросает его на огонь, гасит, делает низкий поклон зрителю и также быстро удаляется. Заметим, все это произошло прямо во время номера и заняло в общей сложности не больше 50 секунд.
Раньше заведующего постановочной частью на сцене можно было увидеть лишь на «зеленых» спектаклях (заключительный спектакль гастролей, в котором артисты могли позволить себе некоторые отступления от танца юмористического характера, конечно, незаметные зрителю). С метлой или казачьей шашкой в руках он выбегал в номере «Село Потешное» в суматохе артистов после выстрела того самого ружья, собственноручно заряженного накануне.
Вот такая она – оборотная сторона «Национального Шоу России «Кострома»: с юмором и самоотверженностью, творчеством и четкими математическими расчетами.
ЕКАТЕРИНА КУБАНОВА.