Надо ли всё рассказывать о себе, и почему это надо делать с осторожностью, пояснил священнослужитель Константин Корепанов.
Константин Корепанов, иерей:
Есть один эпизод, который, на мой взгляд, является показательным для повседневной жизни каждого человека.
Однажды к царю Иудейскому Езекии приехали послы из Вавилонского царства. У Езекии от радости вскружилась голова — такие важные люди посетили его. И он радостно повёл их в сокровищницу и показал все сокровища, которые у него есть.
И как только гости уехали, к Езекии явился пророк Исайя и спросил: «Зачем ты это сделал?»
(А, правда, зачем? Наверное, хотел показать, что у него хоть и маленькая страна, но всё же есть чем похвастаться).
Далее пророк сказал, что категорически нельзя было это делать, и что всё, что ты показал, царь Вавилонский увезёт к себе во дворец.
А если бы не показал? Может, тогда бы вся история пошла бы по иному пути.
Дело в том, что человек, который что-то показывает или что-то рассказывает, всегда подвержен опасности тщеславия. Он всегда одержим этой страстью. И даже такие совершенные люди, как Христос, всегда запрещали это делать. Даже Он был осторожен. Уж если совершенным надо быть осторожным, то что делать несовершенным?
А ведь мы сами часто делаем так же. Мы начинаем людям показывать сокровища нашей души. Начинаем рассказывать о своих переживаниях, о том, что мы читаем, как и сколько молимся, какие мысли в нашей голове, какие желания и цели…
Поэтому святые отцы говорят, что надо сдерживать себя и не рассказывать о сокровенном. Не нужно вытаскивать наружу все свои душевные сокровища.
Святые отцы учат, что надо учиться сдерживать свои эмоции. Если тебя не спрашивают, то вообще ничего не надо говорить. А если спрашивают, то сказать только самое необходимое, не допуская подробностей и умалчивая о сокровенном.
Потому что всё, что мы рассказали о себе, мы потеряем.
Это же касается и духовных переживаний. Общее правило таково, что лучше духовными переживаниями не делиться. Апостол Пётр пишет:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
То есть у человека должно быть сокровенное сердце и сокровенное богообщение. Человек должен быть молчаливым и кротким.
В Нагорной проповеди говорится, что когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу, и Он, видящий сокровенное, воздаст тебе.
То есть нужно скрывать и саму молитву, и то, что на молитве происходит. Тем более очень дерзким выглядит человек, который начинает спрашивать другого человека о том, какие состояния он переживает на молитве.
Но бывают случаи особые. Как вы знаете, святитель Николай был добродетельный человек и всячески скрывал все свои добродетели. И никто о нём ничего не знал до тех пор, пока он не был поставлен в епископы.
И когда он стал епископом, то его поведение резко изменилось. И он начал всё делать публично. Как вы думаете, почему? До этого скрывал, а теперь всё делает публично...
Потому что он теперь стал примером, образцом. И паства должна знать о том, что он делает, как он по-христиански живёт. Не для того, чтобы похвалиться, а потому что так созидается Церковь.
Епископ церкви должен, что называется, жить на людях. Чтобы он входил и выходил перед лицом народа. Он должен быть «светильником».
Это очень трудно — жить на виду у всех. Но с древности было отмечено, что это очень полезно для народа: когда люди видят добрые дела своих владык, им есть чему подражать.
Если вы не епископ и не правитель города, и не губернатор, то очень полезно, если вы сокровищницу вашей души закроете и никого не будете туда пускать.
Если только вас попросят рассказать что-то ради пользы человека. С величайшей осторожностью и смирением сделайте это. Но и тогда вы всё равно потерпите ущерб.
Ещё статья: Почему лучше молчать, чем говорить? Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение