О красивом начале этой любовной истории, я уже писал. Ее плодом стала одна из самых примечательных мечетей современной России, расположенная во Владикавказе.
Ухаживания, роскошная свадьба, даже поездка из Владикавказа в Баку в специально выписанной из Европы карете, все это было в предыдущей статье.
Бакинский нефтепромышленник Муртуза Мухтаров души не чаял в своей молодой супруге.
Затем состоялось большое свадебное путешествие по Франции и Италии.
Фешенебельные отели, самые дорогие номера, лучшие рестораны — все что только можно было приобрести за деньги было положено к ногам 20-летней Лизы Тугановой.
Вечерние газеты не успевали писать о очередном безумстве бакинского миллионера, тратившего умопомрачительные суммы на красивые жесты супруге.
Несколько месяцев продолжалось это путешествие. Именно во время него, они увидели дом, который поразил Лизу своей красотой. Муртуза даже хотел его купить, но здание оказалось государственным объектом — на первом этаже располагалась канцелярия какого-то министерства.
Где находится тот дом доподлинно неизвестно. Есть множество версий. Друг и подписчик нашего канала Оксана Буланова (российский писатель-журналист , сценарист, лауреат нескольких литературных премий Азербайджана), считает, что он в Германии:
Как бы то не было, эта история еще впереди. А пока, супруги возвращаются в Баку.
Селятся на вилле Мухтарова в Мардакянах, построенной в 1890 году. Нынче известной, как мардакянский Дендрарий.
Небольшая галерея этого рая:
Это был действительно райский семейный уголок.
Вдали от городской суеты быстрорастущего города, недалеко от моря, в зелени уже значительно выросших деревьев... на территории в восемь гектар, только они двое.
Семейная жизнь
К сожалению, у Муртузы и Лизы не было собственных детей.
По воспоминаниям современников, они были настолько поглощены друг другом, что это на них никак не сказывалось. По крайней мере внешне.
Однако, когда трагически погибает брат Муртузы — Бал Ахмад, они усыновляют двух младших его детей.
Мальчик сильно болел. Не смотря на все возможности Муртузы спасти его не удалось. А девочка — Умия, росла радуя родителей своей любовью и прилежностью. Постепенно превращаясь в писанную красавицу.
Девочке надо было учиться, поэтому родители стали подумывать о переезде в Баку.
Дворец
Январь 1911 года.
Как часто бывало, Муртуза Мухтаров возвращаясь из города на виллу, просит прислугу не сообщать о его приезде. В руках у него обычные подарки для "девочек".
Он останавливается у освещенного окна на веранде и слышит, как Лиза увлеченно рассказывает маленько Умие о прекрасном доме, который они с отцом видели во время путешествия по Европе.
На следующий день, Мухтаров зазывает в контору известного бакинского архитектора Иосифа Плошко, который только закончил строительство доходного дома по его заказу.
Короткий разговор, и Плошко уже едет в Европу. К тому самому дому, чтобы воочию увидеть, что ему предстоит строить.
Вскоре разворачивается строительство, которое держится в тайне от Лизы.
В это никто не верил, но через год, в 1912 году, дворец был построен.
Когда Муртуза сажал Лизу и Умию в экипаж, говоря, что хочет кое-что им показать, они уже знали, что это будут какой-то сюрприз. Девочки привыкли к таким сюрпризам главы семейства.
Но то что они увидели не укладывалось в голове. На известной им улице, недалеко от потрясающего храма Александра Невского, стояло не менее шикарное здание. Точь в точь, как то из свадебного путешествия.
Кстати, с храмом была свою история. Городское управление не разрешало строить высокие дома рядом с ним, а для Мухтарова было важно построить именно в этом месте. Поэтому он отправился в Санкт-Петербург, где учитывая его заслуги перед Отечеством дали высочайшее изволение строиться на выбранном месте.
В дальнейшем, возможно именно выбор места, приведет к трагедии. А пока, любимая женщина нефтепромышленника Мухтарова стояла у дворца не находя слов от восхищения.
Городская жизнь
Начался новый этап жизни Мухтаровых.
Сам Муртуза был известным бакинским меценатом, а теперь и Лиза нашла себя в благотворительности. Обладая практически неограниченным финансами мужа, она разворачивает кипучую деятельность.
- Туганова была одним из активных членов благотворительного общества "Детская больница", организованного в 1913 году, помогала в создании специальной детской лечебницы в Баку.
- Организовала в своем роскошном дворце пансион, где обучались и воспитывались девочки из бедных семей и сироты.
- Была связана с Бакинским Мусульманским просветительским обществом "Ниджат" ("Спасение"). В 1914 году возглавила основанное на его базе Мусульманское Дамское благотворительное общество.
- Муртуза Мухтаров, который патронировал Мусульманское Дамское благотворительное общество, подарил организации участок земли площадью 2,5 гектара в поселке Гала. Где началось строительство двух сиротских домов.
Всего не перечислишь. Еще больше было планов, которым не суждено было сбыться, потому-что пришла новая власть — большевики.
Советы
Среди бакинских нефтепромышленников разных национальностей было два типа отношений к Советской власти:
- Одни ее боялись, поэтому бежали из Баку, как только 11 Красная армия пересекла границу АДР.
- Другие, готовы были расстаться с нажитым, считая что их опыт управления будет востребован новой властью.
Муртуза Мухтаров не относился ни к тем ни к другим.
Будучи выходцем из бедной семьи поселка Амираджан, добившись всего не удачей, а собственной головой, тратя большую часть своих средств на помощь бедным и нуждающимся, он не считал новую власть чужой.
Отправив жену и дочку (уже вышедшую к тому времени замуж) вместе с тестем в Батуми, (Лиза сопротивлялась до последнего.) Сам Муртуза остался в Баку.
Через два дня в город вошли красные. А уже на следующий день во двор дома Мухтарова въезжают конные красноармейцы с требованием выметаться, так как здание реквизируется Советской властью.
Муртузу возмутило не столько это требование, как то, что солдаты въехали на конях в покрытый мрамором внутренний двор. На замечание на этот счет, красноармейцы ответили отборным матом.
Это мы сейчас так предполагаем. Что реально ответили красноармейцы неизвестно. Возможно задели как-то жену или оскорбили дочку.
Судя по всему, Мухтаров в этот момент понял, что с этой властью ему не ужиться. Поэтому, он идет к сейфу, достает револьвер, и хладнокровно расстреливает ворвавшихся в его дом.
Затем идет в спальню, где прошили самые счастливые мгновения жизни, и пускает себе пулю в лоб.
Лиза
К сожалению, пуля не приносит быстрого избавления. Мухтаров еще два дня мучается обливаясь кровью.
Большевики запрещают к нему приближаться.
Приблизительно в этом время, подъезжая к границе к Грузии, Лиза принимает окончательное решение — вернуться. Ни дочка, ни тесть, не могут ничего поделать с этой решимостью.
Когда она пребывает в Баку, в их с Муртузой доме уже хозяйничают чужие люди. Ее даже не впускают во внутрь.
После обращения к властям, Лизу поселяют в подвале собственного дома, приставив солдата. Фактически сажают под арест.
В это время ей помогают жены бывших бакинских нефтепромышленников оставшиеся в городе. Приносят еду и все необходимое.
В частности, жена Балабека Ашурбекова, которая часто приходила с дочкой, будущим известным историком Сарой Ашурбейли.
Отъезд
Еще когда Мухтаровы только заселялись в свой дворец, Муртуза закопал под лестницей горсть золотых монет. Тогда это была такая своеобразная игра — папа, мама и дочь, глубокой ночью, выходят во двор, чтобы закопать клад "на счастье".
Лиза вспоминает это. Друзья помогают достать монеты. Часть из этих денег идет на оплату турецкому дипломату, который заключает фиктивный брак с Лизой.
Ей разрешают выехать из страны.
Последние сведения о Лизе Тугановой-Мухтаровой приходят из Стамбула, она сообщает, что дипломат исчез, как только они оказались в Турции, вместе со всеми накоплениями.
Пишут, что где-то еще она засветилась в 50-х годах, но я не нашел никаких подтверждений этому.
О дочке неизвестно с момент ее расставания с матерью.
Эпилог
Муртузу Мухтарова похоронили в его родных Амираджанах, во дворе мечети, которая построена на его средства и носит его имя.
В его честь названа бакинская улица, железнодорожная станция и поселок.
В 2020 году, в поселке Амираджаны, открыт парк имени Муртузы Мухтарова.
Приезжавшая в конце 90-х в Баку, внучка другого известного мецената и миллионера Шамси Асадуллаева, сказала о Мухтарове: «Он жил как мужчина, и умер как мужчина!»
Пожалуй это лучшая характеристика жизни этого человека.