Семья Блох-Бауэр была хорошо известна в австрийской столице. Фердинанд Блох был преуспевающим венским промышленником. Его жена Адель была дочерью генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра. А ее родная сестра Мария сочеталась браком с Густавом Блохом, братом Фердинанда. Породнившись столь тесно, обе семьи стали называться Блох-Бауэрами.
У Адель был популярный артистический салон, куда приглашали разных знаменитостей. Однажды туда попал Густав Климт. Он был уже весьма преуспевающим художником. Климт тут же подпал под обаяние очаровательной хозяйки дома и захотел написать ее портрет, а Адель давно хотела иметь в своей коллекции его картины и уговорила мужа заказать Климту картину. Позировала Адель весьма охотно - особенно летом, когда ее муж уезжал на несколько дней под Прагу на охоту. И судя по многочисленным зарисовкам Адели, некоторые из которых весьма фривольны, между художником и моделью дистанция сохранялась недолго.
Климт писал картину четыре года. Когда портрет был готов, Фердинанд Блох-Бауэр с удовольствием повесил его рядом с другими фамильными портретами. А Адель повесила у себя в спальне фотографию Климта. Через пять лет Климт написал еще один портрет Адели, который тоже составил коллекцию Блох-Бауэров. А через шесть лет умер.
Адель Блох-Бауэр скончалась в 1925 году. В завещании она просила свое-го супруга - детей у Блох-Бауэров не было - отписать принадлежавшие им картины Климта в пользу Австрии.
В 1938 году Германия аннексировала Австрию. Фердинанд Блох-Бауэр бежал в Швейцарию, но имущество забрать с собой он не смог. Картины из семейной коллекции были проданы венским музеям, в том числе и первый «Портрет Адель Бауэр».
Фердинанд Блох-Бауэр пережил жену на двадцать лет и скончался в 1945 году. Просьбу Адели он не выполнил и завещал имущество, принадлежавшее ему до войны, своим племянникам - Роберту, Луису и Марии.
После войны в Европе встал вопрос о реституции. Но Австрия пыталась сохранить за собой художественные ценности мирового значения. В итоге пять работ Климта, включая портрет Адели, остались в собрании Австрийской картинной галереи, при этом наследники Фердинанда Блох-Бауэр получили возможность вывезти остальную коллекцию.
В 1998 году Австрия приняла закон, по которому можно было претендовать на возвращение всех ценностей, отобранных нацистами и теперь хранящихся в австрийских музеях. К тому времени единственной наследницей семьи Блох-Бауэр была Мария Альтман, после войны переехавшая жить в США. Она обратилась в австрийский суд, но никакой реакции не последовало. Тогда в дело вмешался Рональд Лаудер, один из сыновей главы косметической фирмы Эсте Лаудер. Во время президентства Рейгана он был послом США в Австрии, увлекся искусством эпохи модерна, и, уйдя с дипломатической работы, стал главой попечительского совета нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА). Лаудер смекнул,что если помочь Марии Альтман, то картина Климта может пополнить коллекцию произведений искусства США. По его совету Мария Альтман написала прошение в суд, но теперь - в американский, и в 2003 году Американский окружной суд вынес вердикт в пользу наследницы. В 2005 году уже Верховный суд США слушал дело о возвращении Марии Альтман собственности. Вопрос заключался в том, имеет ли право американский суд вообще рассматривать иск Альтман, поскольку картина никогда не попадала на территорию США. Но все-таки Верховный суд подтвердил вердикт окружного. Однако Австрия не торопилась его выполнять. Не было юридической ясности, кто из супругов Блох-Бауэр считался собственником картин. Если Адель, тогда по ее завещанию картины должны находиться в музее, если же Фердинанд - то перейти к наследникам.
Дело Альтман было рассмотрено в австрийском арбитражном суде. По законам Австрии, действовавшим в год смерти Адели, имуществом семьи распоряжался муж. Суд вынес вердикт:право собственности на картины Климта из Венской картинной галереи принадлежит Марии Альтман. Сама новая счастливая обладательница наследства сказала,что ей в общем-то не так уж и нужен портрет Адели Блох-Бауэр на золотом фоне,и что ее вполне устроит денежная компенсация. Вдохновленные возможность сохранить для страны шедевр Климта австрийцы тут же объявили сбор средств не выкуп его картины. Сначала Альтман запросила 150 миллионов долларов ,но когда эту сумму собрали, наследница объявила новую цену - 300 миллионов долларов. Австрия такую сумму собрать не смогла и все пять картин уплыли за океан.
А в 2006 году Мария Альтман (как будто в насмешку над бывшими соотечественниками )продала Рональду Лаудеру Золотую Адель за существенно меньшую сумму ,чем в первый раз собрала Австрия, - 135 миллионов долларов.
Четыре других полотна Климта из коллекции Адель Блох-Бауэр миссис Альтман также продала на аукционе. «Золотая Адель» теперь украшает коллекцию Новой галереи немецкого и австрийского искусства в Нью-Йорке, основанную Рональдом Лаудером .
Журнал «Биография» номер 5, 2013 год.