Радостно, что дискуссия о возможном возрождении института диаконисс стала широкой. Персонально призываю и отца Альвиана - радоваться, а не переживать относительно фотографии иподиаконисс, которая немного сбила с толку. Сути это не меняет.
Как не меняет сути наименование миссионеров-женщин - "тётя Катя" или "дипломированная диаконисса Екатерина". Для секулярного мира мы всё равно останемся тётями и дядями, как бы не представились. Именно поэтому священников в светских учреждениях или СМИ норовят назвать по имени без сана, или по имени-отчеству.
На субъективный взгляд футуролога, намного важнее внутрицерковное значение необходимости данного института. Сразу оговорюсь, что я тоже не выступаю его противником. Просто не вижу целесообразности возрождения того, для чего уже нет почвы. Ещё раз напомню, что для диаконисс в Церкви социальное служение исторически не являлось основным. Этим занимались представительницы других видов женского служения - их именовали вдовицы и девы.
Дело в том, что, по сути, диакониссы были органично встроены в институт оглашенных. Они напрямую занимались женщинами-оглашенными. Всячески готовили их ко Крещению, катехизировали, следили за ними в женской части храма на литургии оглашенных, потом сопровождали на таинство, где даже помазывали освящённым маслом. То есть становились их наставницами на этот период. Затем исторически диакониссы слились с женским монашеством.
Другими словами, возрождение института диаконисс в том историческом виде требует прежде возрождения института оглашенных, где служение среди женщин снова станет актуальным. На данном этапе, женское служение востребовано в контексте исторического служения вдовиц и дев. То, чем сегодня занимаются сёстры милосердия и церковные соцработницы.
Поэтому не совсем понятен вопрос отца Александра Данилова, который он повесил, упомянув зачем-то ЛГБТ и Госдеп: "Возможно дело именно в страхе назвать их так? Как угодно, но только не диакониссами?". Батюшка, а причём тут страх? Всё дело в исторической логике этого вида служения. Вообще диакония - это служение, которое предполагало "пещись о столах", но со временем его первоначальные служители превратились в служителей исключительно Алтаря. Так давайте по этой логике переведём дьяконов в соцработники или переименуем их?
Любопытная публикация "Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном Соборе 1917—1918 гг.". Определение Синода гласило: "прошение архимандрита Макария (Глухарева) оставить без действия, и рукопись возвратить при указе Томскому Преосвященному". По-видимому, проект был показан и Филарету, который в одном из своих писем архим. Макарию писал: "Вы говорите о диакониссах, но от чего сей чин прекратился в церкви? От того ли, что отцы меньше нас знали, что для церкви полезно и что удобно. Я не почитаю восстановление сего чина ни бесполезным, ни невозможным, но вы видите, что мысли ваши дошли до начальства и не встретили сочувствия".
Возрождение института диаконисс
19 сентября 202319 сен 2023
1482
2 мин
27