Творческая захотела, чтобы я готовила её к ЕГЭ по литературе. Что ж, можно попробовать... Я приготовилась искать официальные анализы зарубежки, которую мы в достаточно свободном режиме проходили на первом и втором курсе в вузе... Приготовилась досконально вспоминать все произведения... Оказывается, это не нужно!
Теперь в ЕГЭ по литературе всего 12 обязательных произведений... Вот их нужно разбирать от корки до корки. Остальные произведения из кодификатора даются на выбор... Теоретически они могут попасться только во второй части, но что, если попадётся какое-нибудь сложное задание на сопоставление? Когда я сдавала ЕГЭ, в кодификаторе были конкретные стихи, которые я 120 дней учила наизусть, а потом до бесконечности повторяла... В задании на сопоставление мне попался вопрос: "Какие русские поэты обращались к собратьям по перу?" Я вспомнила два произведения из кодификатора: "Пушкину" Есенина и "Имя твоё - птица в руке" Цветаевой. А сейчас в кодификаторе такого нет! Более того, Пушкина там нет вообще! Предполагается, что он изучен в девятом классе и сдан на ОГЭ... Может быть, Пушкин и изучен к девятому классу. Но, во-первых, не в том объёме, который требуется для ЕГЭ, во-вторых, не все сдавали ОГЭ и, следовательно, внимательно читали произведения... Сейчас мало кто обращает внимание на те предметы, которые надо сдавать. Но вопросы могут быть составлены так, что Пушкин напрашивается в заданиях на сопоставление... Поэтому я, наверное, буду идти с Творческой по тому кодификатору, по которому сдавала я, а также добавлять произведения по темам. Зарубежную литературу пусть не берёт, в школьную программу такой объём явно не впихнуть, поэтому и "правильных" анализов нет...
Немного скажу о своём русском языке. В ЕГЭ ужесточили критерии оценивания заданий 8 и 26... Когда сдавала я, за задание 8 давали 5 баллов, за задание 26 - 4... Сейчас за эти задания дают 2 и 3 балла соответственно. Причём только два правильных ответа в восьмом - это ноль. И зачем тогда делать это сложное задание? Единственное, что мне понравилось, - уточнение требований к сочинению. Теперь, надеюсь, смогу объяснить, что примеры без пояснения писать не надо! Примеры без пояснений теперь не засчитываются! Один балл можно получить за пример плюс пояснение! Аргумент теперь можно привести только из читательского, жизненного или историко-культурного опыта. Наконец-то уйдёт эпоха рассуждений!
Смотрю на изменения в ОГЭ по русскому и понимаю, что Узбек точно не сдал бы... Не знаю, как у него дела. Но он ушёл от меня по-человечески! Теперь в ОГЭ не одно, а два задания на синтаксический анализ: одно проверяет умение находить грамматическую основу, другое - давать предложению синтаксическую характеристику. В четвёртом задании нужно установить соответствие между пунктуационными правилами и предложении... Как ученикам вроде Узбека это делать? Новое седьмое задание - единственное, с чем они хоть как-то могут справиться. Там нужно вставить пропущенные буквы... На мой взгляд, давно надо было ввести такое задание. Русский язык - это практикоориентированный предмет. Главное - писать грамотно, а не знать правила! Иногда и без них можно обойтись! Поэтому странно, что в прошлом году было задание на правила, но не было задания типа "Вставьте пропущенные буквы"... Новое восьмое задание посвящено формам слова. Как седьмое задание ЕГЭ... Это тоже правильно. Странно, что раньше человека только в одиннадцатом классе учили говорить грамотно... Изменились критерии оценивания сочинения и изложения, но к этому я никак не отношусь, потому что сложность от этого не изменилось.
И немного о том, что меня не касается... На ОГЭ по математике теперь разрешён калькулятор... В чём тогда смысл экзамена? Правда, справиться с геометрией, которую многие заваливают, калькулятор всё равно не поможет...