Лекция о том, как хорроры и триллеры стали актуальным искусством
На ВДНХ прошла лекция о фильмах ужасов, о том, как они стали актуальным искусством и образцом социального кино. Про историю развития жанра и рекомендации различных хорроров рассказал Егор Москвитин – кинокритик и обозреватель.
В начале своего пути – конце 19 и начале 20 веков – хоррор был местом, где оживали литературные произведения. Поэтому было много детективных и готических историй, которые превращались в ужастики. Впоследствии жанр окреп и тут стало можно нарушать табу – это и немецкий фильмы 1920-х, и триллеры 30-х. В середине двадцатого века через ужасы показывали и внутренние переживания. Дальше начинается период хорроров и триллеров, которые обыгрывают существующие страхи общества.
На рубеже девяностых и нулевых происходят важные перемены. Хорроры и триллеры появляются на больших кинофестивалях. «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом становится первым в истории хоррором номинантов на несколько Оскаров, Затем в такие фильмы приходит все больше известных авторов и актёров. В какой-то момент ужасы становятся жанром, в котором нужно сыграть хотя бы раз большой звезде.
Из прошлого десятилетия важными событиями являются череда громких фестивальных премьер 2017 года – «Убийство священного оленя», «мама!» и «Тельма». Это переломный год, когда ужастики вдруг становятся важной частью фестивалей. В этом году также выходит Прочь, который доказывает, что хоррор может быть местом для политического и социального комментария.
По мнению спикера ужасы стали популярными по двум причинам. Первая – экономическая. Пришло осознание того, что рынок может производить хорошие ужастики при минимальных затратах. Вторая – накопившееся количество противоречий, которое находит место в искусстве и интерпретироваться через него.
Егор Москвитин также порекомендовал множество фильмов на разные темы.
Политические хорроры
- «Страшные истории для рассказа в темноте» – Гильермо дель Торо переносит на экран детские страшилки;
- «Безумная Хайди» – «гибрид Тарантино и Уэса Андерсона» про правительственную сырную монополию в Швейцарии;
- «Тихое место» – фильм, где пугает любой шорох;
- «Венециярения» – испанский слэшер про костюмированную вечеринку.
Хорроры о муках автора
- «Мизери» – по одноименной книге Стивена Кинга про писателя и его ярую поклонницу;
- «Напугай меня» – писатель, копирайтер и доставщик пиццы рассказывают друг другу страшилки;
- «мама!» – триллер с элементами ужасов про отношения молодой пары;
- «Убойный монтаж» – во время съемок фильма про зомби появляются… настоящие живые мертвецы.
Социальные хорроры
- «Прочь» – фильм с Оскаром за лучший сценарий, поднимающий как тему расизма, так и множество других социальных аспектов;
- «Два три, демон приди» – как прошёл спиритический сеанс у группы подростков;
- «Кентавр» – новый российский фильм про таксиста и пассажирку.
Хорроры о детстве
- «Уховертка» – мужчина устраивается на работу, где нужно приглядывать за девочкой с ледяными зубами;
- «Бескрайняя ночь» – про странный шум на телефонной линии;
- «Пассажир» («The Passenger», 2021) – водитель сбивает женщину, пассажиры решают помочь ей, но быстро решают, что что-то не так.