Стремительное продвижение германских войск по территории СССР в первые дни войны показало, что все силы фашистов будут брошены на достижение главной цели – захват Москвы. Высшее руководство страны понимало возможную опасность бомбардировок столицы и предприняло ряд мер для её защиты. Помимо организации противовоздушной обороны, выделения значительных сил авиации для защиты города от налётов фашистских эскадрилий было принято решение о разработке маскировочных мероприятий.
Немецкие летчики тщательно готовились к авианалетам на советскую столицу, о чем свидетельствует найденный в конце июля в сбитом над Подмосковьем вражеском бомбардировщике фотопланшет, изготовленный на основе фотоснимков Москвы, сделанных 22 июня экипажем из авиагруппы немецкой стратегической разведки с высоты 10 000 м.
По сути, было необходимо проводить такие маскировочные мероприятия, где реальные сооружения изменяли бы свой вид, а на пустых территориях столицы и Подмосковья вырастали макеты стратегических объектов.
К выполнению этой задачи привлекли лучших специалистов, способных в короткие сроки приступить к работе. Одним из координаторов решений и работ стал академик Б. Иофан. Активнейшее участие в этой работе принимали московские архитекторы, художники, театральные декораторы и бутафоры, инженеры, рабочие многих строительных специальностей. Для работ в Кремле был создан специальный маскировочный батальон. Соответствие выполненных работ по маскировке зданий и территории проверяли специалисты, пролетая над ними на боевых высотах.
В соответствии с решением штаба обороны Москвы художник-авангардист Яков Чернихов разработал специальные изображения, которыми покрывали здания Кремля. Пролетая над центром Москвы, немецкие летчики видели плоскостные имитации леса с озерами, густые заросли или облака.
В своей работе художник учитывал, что для обнаружения цели и принятия решения на бомбометание у пилота есть всего несколько секунд, и главной задачей стало ввести врага в заблуждение, используя для этого оптическую иллюзию. Эффективность такой маскировки повышало и то, что большая часть налетов совершалась ночью. К тому же лётчики люфтваффе на подступах к Москве и над самим городом не чувствовали себя спокойно. Лучи прожекторов и огонь из зенитных орудий и пулемётов не позволяли эффективно выполнять боевые задачи врагам.
К концу августа 1941 года центр Москвы изменился до неузнаваемости. Красные кирпичные стены Кремля превратились в дома с окнами и дверьми, башни перекрасили в разные цвета, а звезды погасили и закрыли деревянные коробами. Зеленые крыши зданий сделали коричневыми, а все дорожки внутри крепости засыпали песком. Золотые купола соборов и церквей, накрыли брезентом, на который нанесли рисунки, разработанные Черниховым. Александровский сад и Кремлевский дворец застроили деревянными макетами, а городские мосты покрасили в черный цвет.
Даже излучина реки Москва превратилась в квартал с малоэтажной застройкой (здания возвели на баржах). Участок Тайницкого сада представлял собой крыши обычных домов.
Батареи ПВО и зенитные пулеметы разместили в Кремле. Более ста военнослужащих объединили в группу экстренного тушения. Конечно, бомбардировок избежать не удалось. 8 раз фашисты бомбили территорию Кремля, однажды сбросили бомбу в виде 200 литровой бочки с нефтью, но крупных разрушений сброшенные бомбы не нанесли. Бомба, попавшая однажды в здание Арсенала, не взорвалась.
Большой театр, Манеж, театр РККА и другие московские достопримечательности изменили свой облик. На стадионе Динамо «выросли» деревья.
Общими усилиями защитников Москвы город удалось сохранить для многих поколений советских людей. Сегодня мы видим, что столица России стала лучшим городом в мире!!!