Знаменитых писателей часто помнят не только по их произведениям, но и по своеобразным условиям, в которых они их создавали.
Некоторым кажется необычным, что Хемингуэй и Черчилль работали стоя, но на самом деле такая привычка не была большой редкостью в то время. Кто-то стоя лучше мыслил и ловил идеи, а для кого-то это был способ самоутвердиться...
Собрали для вас 6 интересных историй про известных писателей и их конторки.
1. Иоганн Вольфганг фон Гёте
Для Гёте конторка была мебелью вполне традиционной. В его кабинете было целых три конторки! Для чего? Из книги советского драматурга Виктора Розова «Удивление перед жизнью»:
«... А в кабинете столы и конторки. По-моему (если не забыл), три стола и три конторки. Вся комната ими заставлена - столами и конторками. Разглядываю: зачем ему столько столов и конторок требовалось? Знаю, что раньше многие писали стоя именно за такими конторками. Ну, стол и конторка - понимаю. Устал писать стоя, присел к столу. Устал сидеть у стола, становись к конторке. Но зачем их так много? Думаю... и понимаю...
Ещё лет сорок тому назад вычитал я у Флобера: ...Что-то проносится перед глазами, и на это что-то надо жадно накинуться. Именно жадно. Именно немедленно. Немедленно, а то улетит. Если ты стоишь в другом углу комнаты и тебе пришла в голову мысль, беги бегом к столу, а то не донесешь. И даже если побежишь, можешь не донести, потому что она не пришла, а мелькнула... её надо схватить за хвост немедля. Улетит безвозвратно! Сколько и я замечал это! Вот даже сейчас, всего полчаса тому назад, когда писал этот текст, прошёлся по комнате - мелькнула фраза, а пока дошёл до стола - потерял.
Записал уже что-то рядом с ней находившееся, гораздо хуже её. И это не старческий склероз мозга, который, в моём возрасте возможен. Так бывало и в молодости: прилетит неведомо откуда счастливая и радужная мысль, такая неожиданная, что сам удивляешься, как она пришла тебе в голову. Думаешь - донесёшь до дому, уж такую-то золотую мысль не забудешь. Глядь, через десять шагов забыл. Улетела! Силишься вспомнить, вернуть её, вертишь прошедший поток мыслей в обратную сторону. Тщетно. Судорожно шаришь в памяти - пропала навек! По молодости лет думал: значит, и мысль неважная, если забыл. А теперь знаю: может и не ахти какая, но настоящая, оттуда.
Великий Гёте кружил по комнате как орел, и стоило мелькнуть фразе, мысли, образу - он бросался к первому, рядом стоящему столу или конторке и не давал улететь сверкнувшей жар-птице или даже разнопёрому мелкому колибри. Хватал на лету и тут же запихивал в строчки, зарешечивал переплётом букв».
2. Уинстон Черчилль
Черчилль по праву занимает место среди писателей – он получил Нобелевскую премию по литературе.
На фото у него, похоже, импровизированная конторка – на старинную тумбочку поставлена незамысловатая, но прочная конструкция с наклонным верхом. Видимо, на стандартную конторку не поместились бы все нужные для работы книги.
Мы можем предположить, что именно за высоким столом он сочинял свои убедительные речи.
3. Эрнест Хемингуэй
Соперником Черчилля в «нобелевской гонке» был Эрнест Хемингуэй. Премия досталась британскому политику, а автор «Старика и моря» получил ее в 1954 году.
По сохранившимся описаниям, у себя дома в Гаване Хемингуэй никогда не работал сидя за столом – стол был завален стопками писем, журналов, газетных вырезок и множеством разных памятных вещиц.
Работал он стоя за самодельной конторкой, которую устроил из книжных полок. Туда он ставил пишущую машинку, а для письма от руки использовал пюпитр, пристроенный на те же книжные полки.
Хемингуэй писал сначала от руки на бумаге, а потом, набросав основные мысли, принимался стучать по клавишам пишущей машинки. Если же текст шёл особенно легко, писатель сразу же начинал печатать.
4. Вирджиния Вулф
Известная писательница Вирджиния Вулф придерживалась строгих правил во время работы. Её биограф и племянник Квентин Белл в своей книге «Вирджиния Вулф» поведал, что она писала каждое утро по 2,5 часа, стоя за специальным письменным столом высотой более метра.
Вирджиния объясняла причину оригинальной манеры написания книг каждый раз по-разному. А Квентин же утверждал, что что всё дело в соперничестве между Вулф и её сестрой, художницей Ванессой Белл. Писательница хотела сравнять условия труда, чтобы её усилия не выглядели менее значимым по сравнению с Белл, днями напролёт стоявшей за мольбертом.
Вулф сохраняла эту рабочую привычку примерно до 1912 года. Позже она часто писала в низком кресле с фанерной доской на коленях, как это делал ее отец, британский историк Лесли Стивен.
5. Льюис Кэрролл
Автор «Алисы в стране чудес» писал стоя и исключительно фиолетовыми ручками. В годы, когда он преподавал математику в Оксфорде, учителя должны были использовать фиолетовые чернила для исправления работ студентов. Привычки писатель менял редко, поэтому фиолетовые чернила стали его визитной карточкой.
Как отмечает биограф Кэрролла, «стоя за письменным столом, который он всегда использовал во время письма, ему удавалось вдохнуть жизнь и смех в сухие листья».
6. Чарльз Диккенс
Очевидцы описывают рабочее место Чарльза Диккенса так: «книги повсюду; стоячий письменный стол, за которым он пишет; и всевозможные удобные мягкие кресла». Автор предпочел стоять прямо, а не сидеть, когда писал, потому что это помогало творческому процессу.
Возможно, чтобы стать великим писателем, каждому из нас просто нужен высокий стол? :)
Заказать наши конторки и парты можно на ОЗОН по ссылке в шапке профиля.