Найти тему

Задаем тренды

Лидерство Москвы во внутреннем рейтинге неудивительно. Даже эксперты ООН около года назад признали столицу России лучшим городом мира по уровню развития городской инфраструктуры и качеству жизни согласно индексу городского процветания. Таких результатов удалось добиться правительству Москвы под руководством мэра Москвы Сергея Собянина.

Транспорт

Все хорошо помнят Москву начала 2000-х с серо-голубыми советскими троллейбусами, обклеенными пестрой рекламой, и маршрутками, где пассажирам, набившимся в салон в час пик, в жуткой толчее приходилось передавать деньги водителю.

Прошли годы, и все изменилось. Развитие метрополитена и создание городской железной дороги стали символом новой эпохи в московской истории. Запуск Московского центрального кольца в столице, открытие сети железнодорожного сообщения между городом и пригородом – Московские центральные диаметры – превратило столицу России практически в город будущего.

Мода на такую инфраструктуру пришла к нам из континентальной Европы. Специалисты уверены, что Москва смогла идеально вписаться в этот общемировой тренд. То, к чему стремятся ведущие европейские города, в полной мере удалось реализовать именно властям российской столицы. Глобальные реформы коснулись развития улично-дорожной сети. Каждый год строятся дороги, общая протяженность которых равна почти половине МКАД. Объем дорожного строительства уступает разве что Китаю, но незначительно. Кроме того, возрождается трамвайная сеть, появляются новые маршруты.

 📷
📷

Общественный транспорт и его парк масштабно обновили. Изменилась концепция движения наземного городского транспорта, внедрена новая система автобусных маршрутов, которую успешно адаптировали для нужд пассажиров. На автобусах сети «Магистраль» можно добраться в центр города по прямым маршрутам из удаленных районов столицы быстро, удобно и экономно.

В Европе бесплатная парковка исчезла еще в середине XX века. В Москве она долгое время сохранялась в виде хаотичного скопления машин на тротуарах. В 2012 году в городе ввели платную парковку, зона действия которой в последующие годы постоянно расширялась. Сейчас она действует на территории внутри МКАД и частично за его пределами.

Стоимость парковки во всем мире определяется простым соотношением спроса и предложения. Как и везде в мире, в российской столице стоимость парковки складывается с учетом следующего фактора: если не хватает парковочных мест, то стоянка недостаточно дорогая.

Такси, велосипеды, самокаты: цифровая упаковка московского транспорта

Москва перевела машины с шашечками на цифровые рельсы почти одновременно со всем миром. Тот факт, что машину можно вызвать с помощью приложения на телефоне в любое время дня и ночи, делает заказ такси прозрачным. В столице эта система работает весьма эффективно, как и каршеринг, когда автомобиль можно взять напрокат.

В последние годы в Москве появилось много горожан на велосипедах. Этот транспорт во всем мире ценится за его экологичность. Появились пункты городского общественного проката велосипедов и электросамокатов типа системы «Велобайк», которыми можно воспользоваться, зарегистрировавшись в сети через мобильный телефон.

«За счет разнообразия услуг и стратегий пользования территорией качеством города и комфортом проживания в нем становится максимизация выбора. Горожанин должен иметь возможность выбирать, как проводить свое свободное время, каким способом перемещаться от дома до работы, вовлекаться или нет в городские инициативы. Главное, чтобы этот выбор был, и был не мнимым», – пояснил доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов.

Революционное благоустройство: комфорт в каждом районе

Можно сказать, что в сфере благоустройства произошла настоящая революция. Преобразились дворы, улицы, парки, площади и скверы. Столица России следует общемировому тренду и не жалеет ресурсов на внешнее убранство. Основная идея этой концепции – люди должны гулять по городу, если у них появляется свободное время, и их должна окружать красота.

Благоустройство стало отдельной индустрией. Изменения стартовали в парке Горького, реконструкция которого изменила психологию посетителей. Он стал излюбленным местом отдыха горожан и гостей столицы. Там проводятся модные музыкальные фестивали, зрелищные мероприятия.

 📷
📷

Следующей на очереди стала Крымская набережная, которая когда-то была просто проезжей дорогой, транзитной улицей, а теперь – приятное место для прогулок.

Благоустройство превратилось в городскую программу, масштаб преобразований резко возрос. Большая работа была проведена при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. Москвичи и гости мундиаля смогли оценить изменения в столице.

Программа шагнула и за границы центра города, поскольку 80% москвичей проводят досуг за пределами Третьего транспортного кольца. Были запущены грандиозные проекты «Мой район», «Моя улица» и другие, в ходе реализации которых в периферийных районах появились скверы, современные детские и спортивные площадки.

«Важно понимать, что сведение всего благоустройства к развитию центра перегружает его и делает еще более обезличенными периферийные районы города. Поэтому среди удачных примеров последних лет я бы выделил проекты создания досуговой и социальной инфраструктуры в периферийных районах. Эта задача сейчас успешно реализуется столичными властями», – подчеркнул доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов.

Масштабное строительство

Город захлестнул настоящий строительный бум, который, несмотря на сложные времена, связанные с санкционным давлением, лишь набирает силу. Например, в конце прошлого года Москва поставила очередной рекорд по вводу жилья: с января до середины декабря 2022 года было сдано в эксплуатацию более 13 млн кв. метров недвижимости.

В 2012 году Москва приросла новыми территориями, увеличившись в 2,5 раза. Земли на юго-западе Подмосковья присоединили к столице: образовались Троицкий и Новомосковский административные округа, которые состоят из 21 муниципального образования. Ведется масштабное развитие новых территорий, где возводятся жилье и объекты для создания рабочих мест, прокладываются новые дороги, строится метро: открыто уже восемь станций.

Столица начала осваивать промзоны по периметру города – так называемый ржавый пояс. Как правило, это были заводы и фабрики, переставшие функционировать. Самый яркий пример редевелопмента подобных территорий – новый жилой район ЗИЛАРТ, который появился на месте бывшего завода имени Лихачёва, он готов уже почти наполовину.

В августе 2017 года мэр Москвы утвердил масштабную программу реновации жилищного фонда. В нее включено 5175 домов – это более 350 тыс. квартир. Утвержден адресный список из 592 стартовых площадок с потенциалом строительства порядка 9,5 млн кв. метров недвижимости.

Программа успешно реализуется. Жильцы порядка 800 домов уже получили новые квартиры или находятся в процессе осмотра жилья и оформления документов. Первые этажи домов отводят для размещения необходимых сервисов – магазинов, аптек, пекарен, кафе и др.

Инвесторы тоже стараются в своих жилых проектах размещать не только необходимые жителям социальные объекты, но и коворкинги, центры детского развития, спортивные комплексы.

Неотъемлемой частью новых жилых районов становятся бульвары с уникальными активностями. Заметно улучшилось качество московской архитектуры, проводятся архитектурные конкурсы, которые выигрывают не только маститые архбюро, но и молодые архитекторы.

Шик в минимализме

Чаще всего, когда говорится о развитии городской среды, мы понимаем под этим создание новых общественных пространств.

«Они могут быть ориентированы как на весь город, так и на локальное сообщество, но именно за счет создания такого рода территорий идет развитие столицы. При этом общественные пространства могут быть разного масштаба – от крупного парка до локальной библиотеки разной функциональной направленности. Да и в целом увеличивать ключевой городской ресурс – разнообразие. Именно поэтому не стоит относиться к небольшим общественным пространствам снисходительно, они играют не меньшую роль в создании комфортной городской среды», – считает доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов.

В последнее время в столице появились общественные пространства, которые стали настоящими жемчужинами города. Например, парк «Зарядье» с концертным залом. Это не просто парк, а комплекс сооружений.

То же самое можно сказать о недавно открытом здании ДК «ГЭС-2». Это элегантный, тонкий, с красивыми пропорциями и эстетически довольно сдержанный культурный центр. И в этом минимализме есть свое очарование.

Собянин рассказал о пространстве у МГТУ им. Баумана

Подробнее читайте на нашем сайте