Лидерство Москвы во внутреннем рейтинге неудивительно. Даже эксперты ООН около года назад признали столицу России лучшим городом мира по уровню развития городской инфраструктуры и качеству жизни согласно индексу городского процветания. Таких результатов удалось добиться правительству Москвы под руководством мэра Москвы Сергея Собянина.
Транспорт
Все хорошо помнят Москву начала 2000-х с серо-голубыми советскими троллейбусами, обклеенными пестрой рекламой, и маршрутками, где пассажирам, набившимся в салон в час пик, в жуткой толчее приходилось передавать деньги водителю.
Прошли годы, и все изменилось. Развитие метрополитена и создание городской железной дороги стали символом новой эпохи в московской истории. Запуск Московского центрального кольца в столице, открытие сети железнодорожного сообщения между городом и пригородом – Московские центральные диаметры – превратило столицу России практически в город будущего.
Мода на такую инфраструктуру пришла к нам из континентальной Европы. Специалисты уверены, что Москва смогла идеально вписаться в этот общемировой тренд. То, к чему стремятся ведущие европейские города, в полной мере удалось реализовать именно властям российской столицы. Глобальные реформы коснулись развития улично-дорожной сети. Каждый год строятся дороги, общая протяженность которых равна почти половине МКАД. Объем дорожного строительства уступает разве что Китаю, но незначительно. Кроме того, возрождается трамвайная сеть, появляются новые маршруты.
Общественный транспорт и его парк масштабно обновили. Изменилась концепция движения наземного городского транспорта, внедрена новая система автобусных маршрутов, которую успешно адаптировали для нужд пассажиров. На автобусах сети «Магистраль» можно добраться в центр города по прямым маршрутам из удаленных районов столицы быстро, удобно и экономно.
В Европе бесплатная парковка исчезла еще в середине XX века. В Москве она долгое время сохранялась в виде хаотичного скопления машин на тротуарах. В 2012 году в городе ввели платную парковку, зона действия которой в последующие годы постоянно расширялась. Сейчас она действует на территории внутри МКАД и частично за его пределами.
Стоимость парковки во всем мире определяется простым соотношением спроса и предложения. Как и везде в мире, в российской столице стоимость парковки складывается с учетом следующего фактора: если не хватает парковочных мест, то стоянка недостаточно дорогая.
Такси, велосипеды, самокаты: цифровая упаковка московского транспорта
Москва перевела машины с шашечками на цифровые рельсы почти одновременно со всем миром. Тот факт, что машину можно вызвать с помощью приложения на телефоне в любое время дня и ночи, делает заказ такси прозрачным. В столице эта система работает весьма эффективно, как и каршеринг, когда автомобиль можно взять напрокат.
В последние годы в Москве появилось много горожан на велосипедах. Этот транспорт во всем мире ценится за его экологичность. Появились пункты городского общественного проката велосипедов и электросамокатов типа системы «Велобайк», которыми можно воспользоваться, зарегистрировавшись в сети через мобильный телефон.
«За счет разнообразия услуг и стратегий пользования территорией качеством города и комфортом проживания в нем становится максимизация выбора. Горожанин должен иметь возможность выбирать, как проводить свое свободное время, каким способом перемещаться от дома до работы, вовлекаться или нет в городские инициативы. Главное, чтобы этот выбор был, и был не мнимым», – пояснил доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов.
Революционное благоустройство: комфорт в каждом районе
Можно сказать, что в сфере благоустройства произошла настоящая революция. Преобразились дворы, улицы, парки, площади и скверы. Столица России следует общемировому тренду и не жалеет ресурсов на внешнее убранство. Основная идея этой концепции – люди должны гулять по городу, если у них появляется свободное время, и их должна окружать красота.
Благоустройство стало отдельной индустрией. Изменения стартовали в парке Горького, реконструкция которого изменила психологию посетителей. Он стал излюбленным местом отдыха горожан и гостей столицы. Там проводятся модные музыкальные фестивали, зрелищные мероприятия.
Следующей на очереди стала Крымская набережная, которая когда-то была просто проезжей дорогой, транзитной улицей, а теперь – приятное место для прогулок.
Благоустройство превратилось в городскую программу, масштаб преобразований резко возрос. Большая работа была проведена при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. Москвичи и гости мундиаля смогли оценить изменения в столице.
Программа шагнула и за границы центра города, поскольку 80% москвичей проводят досуг за пределами Третьего транспортного кольца. Были запущены грандиозные проекты «Мой район», «Моя улица» и другие, в ходе реализации которых в периферийных районах появились скверы, современные детские и спортивные площадки.
«Важно понимать, что сведение всего благоустройства к развитию центра перегружает его и делает еще более обезличенными периферийные районы города. Поэтому среди удачных примеров последних лет я бы выделил проекты создания досуговой и социальной инфраструктуры в периферийных районах. Эта задача сейчас успешно реализуется столичными властями», – подчеркнул доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов.
Масштабное строительство
Город захлестнул настоящий строительный бум, который, несмотря на сложные времена, связанные с санкционным давлением, лишь набирает силу. Например, в конце прошлого года Москва поставила очередной рекорд по вводу жилья: с января до середины декабря 2022 года было сдано в эксплуатацию более 13 млн кв. метров недвижимости.
В 2012 году Москва приросла новыми территориями, увеличившись в 2,5 раза. Земли на юго-западе Подмосковья присоединили к столице: образовались Троицкий и Новомосковский административные округа, которые состоят из 21 муниципального образования. Ведется масштабное развитие новых территорий, где возводятся жилье и объекты для создания рабочих мест, прокладываются новые дороги, строится метро: открыто уже восемь станций.
Столица начала осваивать промзоны по периметру города – так называемый ржавый пояс. Как правило, это были заводы и фабрики, переставшие функционировать. Самый яркий пример редевелопмента подобных территорий – новый жилой район ЗИЛАРТ, который появился на месте бывшего завода имени Лихачёва, он готов уже почти наполовину.
В августе 2017 года мэр Москвы утвердил масштабную программу реновации жилищного фонда. В нее включено 5175 домов – это более 350 тыс. квартир. Утвержден адресный список из 592 стартовых площадок с потенциалом строительства порядка 9,5 млн кв. метров недвижимости.
Программа успешно реализуется. Жильцы порядка 800 домов уже получили новые квартиры или находятся в процессе осмотра жилья и оформления документов. Первые этажи домов отводят для размещения необходимых сервисов – магазинов, аптек, пекарен, кафе и др.
Инвесторы тоже стараются в своих жилых проектах размещать не только необходимые жителям социальные объекты, но и коворкинги, центры детского развития, спортивные комплексы.
Неотъемлемой частью новых жилых районов становятся бульвары с уникальными активностями. Заметно улучшилось качество московской архитектуры, проводятся архитектурные конкурсы, которые выигрывают не только маститые архбюро, но и молодые архитекторы.
Шик в минимализме
Чаще всего, когда говорится о развитии городской среды, мы понимаем под этим создание новых общественных пространств.
«Они могут быть ориентированы как на весь город, так и на локальное сообщество, но именно за счет создания такого рода территорий идет развитие столицы. При этом общественные пространства могут быть разного масштаба – от крупного парка до локальной библиотеки разной функциональной направленности. Да и в целом увеличивать ключевой городской ресурс – разнообразие. Именно поэтому не стоит относиться к небольшим общественным пространствам снисходительно, они играют не меньшую роль в создании комфортной городской среды», – считает доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов.
В последнее время в столице появились общественные пространства, которые стали настоящими жемчужинами города. Например, парк «Зарядье» с концертным залом. Это не просто парк, а комплекс сооружений.
То же самое можно сказать о недавно открытом здании ДК «ГЭС-2». Это элегантный, тонкий, с красивыми пропорциями и эстетически довольно сдержанный культурный центр. И в этом минимализме есть свое очарование.
Собянин рассказал о пространстве у МГТУ им. Баумана
Подробнее читайте на нашем сайте