Жизнь в школе и школа в жизни
В семье Димухаметовых есть одна очень сильная, незыблемая традиция: в ночь перед юбилеем собираются самые близкие и говорят юбиляру слова, которые дают ему сил быть успешным и сильным духом до следующего юбилея. Эту прекрасную идею привнесла в дом невестка Наталья, и сила традиции проверена временем.
Смею надеяться, что в этой семье начинает становиться традицией и еще одно начинание: на следующий день после юбилея читать то, с чем обращаются к Димухаметовым не только близкие по крови, но и по духу. И пусть эти добрые слова помогут расправить крылья и тем, к кому они обращены, и тем, кто их сказал!
Читайте!
Лето 2023. Пока собирала материал для этого сборника, многих давно знакомых впервые рассмотрела, на многих давно, казалось бы, понятных по-другому посмотрела, но вот одно немногословное интервью просто не забуду, да и Вы теперь точно не забудете:
- Рахимзян, расскажи о своей жене!
- Что рассказать?
- За что любишь, расскажи! Как почти пятьдесят лет вместе прожили?
- Нечего говорить!
- Почему?
- Ты же не говоришь о том, чем дышишь! Вот и я не умею...Читай лучше! И...Коран принес...
Читаю и... не спрашиваю больше ни о чем...О чем спрашивать...
Читайте тех, кто рядом! Только бережно читайте, с осторожностью...
Дышать будет легче!
Для большинства из нас история страны, края, города начинается с момента самосознания себя в этой истории. Все, что было до, оно пусть и значительно, и интересно, но как-то по-книжному отвлеченно. А когда ты осознаешь себя в этой истории личностью, она буквально оживает, и тогда рождается ответственность за все, что происходит рядом. Тогда чувствуешь, что родился действительно в истории, а не в подворотне, а значит, и миссия, с которой ты пришел в этот мир, у тебя действительно историческая. Миссию эту дано осознать далеко не все. Я рассказываю о тех, кто осознает. О тех, кто знает: все большие дела делаются в мелком масштабе. Быть настоящим делателем – честь великая, дано это единицам. Знать историю этих единиц – значит знать историю своей малой родины.
Так уж случилось, что в далеких семидесятых, а конкретно, в 1974-ом, Людмила Александровна Димухаметова была в школе №1 Енисейска самым молодым учителем. Совсем еще девчонкой с багажом институских знаний и четким убеждением учительского призвания пришла в стабильный, уже сложившийся коллектив мастеров - стажистов. Это всегда не просто. И директор, и те, на кого она опиралась, считали необходимым, чтобы новенький прошел проверку – то есть побывал некоторое время в статусе вожатого. Вот уж должность так должность: за все в ответе и всегда ко всему готов! Проверяющие просто не знали, что попали впросак.
Это испытание для Людмилы испытанием никак не было. За ее плечами уже был опыт вожатой в пионерском лагере. В должности вожатой, а потом и завуча по воспитательной работе она оказалась в своей среде и в этой среде просто расцвела. Вести за собой не словами, а делом – это ее профессиональный конек. Сборы, походы, экскурсии, субботники, встречи, праздники – жизнь в школе закипела.
Когда в школу пришла я, Людмила от этой должности уже освободилась – проверку, так сказать, выдержала - напрямую занялась преподаванием математики и на мои мытарства по подготовке новогоднего праздника смотрела со стороны. Новогодний сценарий, как мне казалось, я приготовила космический. Инопланетяне и космонавты свои роли выучили. Предыдущая вожатая в Деды Морозы пожертвовала своего мужа, имеющего опыт такого высту-пления. Все должно было пройти «на ура». Но пришел ре-альный декабрьский Мороз и все расставил по своим местам. Космонавты заболели, инопланетян родители не отпустили в школу, и артистов, и зрителей на празднике была только треть. Сценарист с Дедом Морозом носились по огромному залу, вовлекая пришедших в космическую игру. У стен, скрестив на груди руки и поджав губы, стояли родители и учителя – в общем, спектакль не удался. Рыдала я долго, пока Людмила не вошла и не прекратила это отчаяние одной репликой:
- И чего это ты здесь плачешь? Я вообще-то, будучи в твоей сегодняшней роли, рыдала в подвале и в прокурен-ной бороде предыдущего Деда Мороза, с аллергией на любой запах да еще и в интересном положении.
А ты и без костюма, и без проблем – чего реветь!? Школа – не кино! Здесь шанса на другой дубль нет!
Так мы познакомились – так я увидела реального со-временного учителя. Так мне был преподнесен урок ре-альной педагогики от реального педагога. Поняла, что ры-дать в школе бессмысленно. В школе нужно быть готовым ко всему и уметь просчитывать любую ситуацию.
Потом я учила детей Людмилы Александровны. Ви-дела, что реально делает ее сильной. Что помогает не раскисать по пустякам и не тратить силы на то, что от нас не зависит. Потом поняла, что есть для этого человека фундамент, на чем она стоит, благодаря чему держится на плаву.
Опора на семью, уважение к традиции и старшим коллегам, отношение к математике как к науке – это ис-точник ее силы. Никакой фальши и лжи.
Этому правилу следует она неукоснительно и сего-дня, когда за плечами уже сорок семь лет профессиональ-ного стажа.
Шли восьмидесятые, девяностые, нулевые. Работали зная, что зарплаты нет и в ближайшее время тоже не бу-дет. Объединялись не по выгоде, а по убеждениям. Даже если и бастовали, то никак не против учеников и образо-вания. Люди тогда просеивались как сквозь сито. В школе после такой реальной аттестации оставались только на-стоящие и преданные делу профессионалы. Людмила Александровна никуда и никогда не уходила. Она остава-лась там, где должна была быть. Учила, потому что была Учителем по призванию. А еще потому, что рядом были собственные дети и их тоже нужно было учить. Им тогда было еще труднее: взрослые думали о том, как устоять на ногах, а дети о том, как на эти ноги встать и встать во весь рост.
Время распорядилось так, что те, кто учил молодую учительницу, стали потихоньку уходить: кто из профессии, кто из жизни. Оглянулась вокруг – учатся уже у нее. Сверстниц – подружек рядом все меньше, бывших учеников все больше.
Как-то рано она поняла, что все в этой жизни, в том числе, и в образовании, будет меняться, и не всегда в лучшую сторону. Новое и однодневное захлестнет на-стоящее и сильное. И вот тогда, чтобы настоящее сохра-нить, кто-то в этой суете должен будет стать удерживаю-щим порядок и сохранять традицию, академичность пре-подавания и требований к предмету и уважение к учителю.
Искать этого кого-то? Где? Среди кого? А может, вер-нее будет взять эту ответственность на себя?!
Формально эта роль тогда называлась председатель профсоюзной организации. Реально, как говорят сегодня коллеги, это была роль наставника и советника, хранителя традиций, истории – памяти о том, как и чему нужно учить, как стать учителем и как воспитать уважение к нему. Это и была роль удерживающего традицию во время всеобщего ее разрушения.
Время неслось и закручивало своим ураганом и лю-дей, и дела, и убеждения, и цели. Сильные, умные, поря-дочные были опьянены новой для страны идеей наживы и прибыли. На ногах удавалось устоять единицам. Она ус-тояла сама и помогла устоять тем, кто рядом. Так рожда-лась настоящая дружба, и эти друзья в доме Димухамето-вых уже давно родные люди.
Слово о Людмиле Александровне ее бывшей колле-ги, учителя истории школы №1 Валентины Матвеевны Егоровой и есть, пожалуй, определение понятий: «дружба, долг, дело, жизнь» в восприятии педагога и человека.
- Постоянство – и верность – вот качества, которые дают этому человеку право учить. В работе ответственная, бескомпромиссная, строгая, мудрая. В жизни верная и надежная. Способна разделить радость с близкими. А уж плечо в беде подставить – равной ей нет.
Легка на подъем. Димухаметовых в выходные дома не застанешь. Постоянно выбираются на природу. Посто-янно не просто с друзьями, а с теми, у кого проблемы. Гос-теприимная, хлебосольная, Всегда дом полон гостей. Скольких перемыла в своей бане, не счесть!
Главное для Людмилы семья. Любить в этой семье умеют. Умеют жить по-настоящему. Отдых для них – пу-тешествия. Страну исколесили вдоль и поперек. Еще год назад Димухаметовы отправились в турне по друзьям юности: Енисейск – Ермолаевский затон - Ревда - 4 – Во-ронеж – Санкт Петербург – Сочи и обратно, и все это тур-не на своей машине. Незабываемые это встречи и долго-жданные для для всех нас.
Заботливая мама, тетя. Подняла, кроме своих детей, двух племянников. Леша до сих пор зовет ее мамой Лю-дой. А все друзья воспринимают дом Димухаметовых как обитель душевной радости. Хозяйка – душа этой обители.
А у хозяйки, как и положено, есть младшая сестра, для которой этот дом родной:
- Мне очень повезло в жизни, - говорит Татьяна.- Сестра для меня самый лучший и родной человек на Земле. Со дня моего рождения она рядом. Для меня это компас, стрелка которого всегда в нужном направлении и не дает мне сбиться с пути. Сестра всегда чувствует мое настроение, обмануть ее невозможно. Ее забота обо мне и моей семье поистине материнская. Даже при выборе про-фессии мы оказались единомышленниками. Это только ее заслуга, что, имея трех маленьких детей, я заочно получи-ла высшее образование. Четыре лета подряд Людмила вместе с мужем водились с моими крошками. И это не только цена моего диплома, это для меня критерий семей-ных и человеческих отношений, которыми я очень дорожу. Это то, что объединяет людей в семью. Именно поэтому вот уже лет двадцать Новый год мы встречаем вместе. И при этом шутим: «Кто-то 31 декабря в баню, а мы в маши-ну и к сестре». Баня у нас тоже ритуал обязательный. Но не только для тела. Душу излечить мы сюда едем. Пусть так будет всегда.
Племянники- сыновья и сегодня частые гости в семье Димухаметовых.
Слово тети для них по-прежнему закон и по-прежнему она для них самая лучшая. Старший – Алексей- жил в семье Димухаметовых с 7-го класса, и, как сам говорит, благодаря стараниям тети и дяди, хорошо закончил не только общеобразовательную школу, но и получил образование в школе жизни: умею мыть, стирать, стряпать, колоть дрова, доить корову.
Младший - Андрей, по его собственному признанию, хлопот доставил больше и был буквально поставлен на ноги после аварии. В семье до сих пор вспоминают об этом с болью в сердце.
Дорогая тетя-мама!
В твой День рождения желаем тебе здоровья и бодрости, юмора и оптимизма, шарма и шика – всего того, за что мы все тебя любим. Ты самая лучшая! Ты действительно наша вторая мама. Мудрость и харизма – твое оружие. Держи его в порядке и пользуйся им как можно дольше! Оставайся молодой душой и будь всегда нашим другом! Любим тебя и ценим!
- Мы не знаем другого такого человека, который в нужный момент всегда оказывается в нужном месте. Это очень редкий, бесценный дар. В праздник всегда с цветами и подарками, в горе – с искренним участием и посильной помощью... И это приятно, и мы ждем... и понимаем: такая поддержка, она невозможна от организации, в которой все меняется, она исходит от человека. Пока такой человек есть, школа свою воспитательную функцию выполняет. Нам за восемьдесят, свое давно отработали, истинное от ложного отличать научились, знаем: ветеранов забывать нельзя, в принципе. Ветеранов – учителей забывать – просто преступление. Людмила Александровна помнит о каждом – и ей за это воздастся!
Со своей же стороны, мы желаем тебе, дорогая, общения только с порядочными, уважения от достойных уважения и счастливых минут от родных и близких! - с такими словами обратились к Людмиле Александровне супруги Медведчиковы.
Но и за школой есть жизнь. Я тоже Людмила, и, пожалуй, одна из немногих ее подруг, не имеющих отношения к школе. Как можно столько успевать, помнить и знать, не понимаю. Пытаюсь даже отвлечь ее от школьных забот и проблем, - говорит Людмила Викторовна Жилкова.
- Объединяет нас отношение к путешествиям как к источнику жизненной силы. Где мы только ни побывали вместе! И за границей, и на местных озерах, изучили все местные достопримечательности. Но вот автомобильная экскурсия: Енисейск – Крым – Ровно - это то, что до сих пор поддерживает на плаву. Воспоминаний и впечатлений от этой поездки хватит ни на одну жизнь. И в каждой мы как будто заново знакомимся с Людмилой - энергичной, жизнерадостной, позитивной и чувствующей близкого как самого себя. И сейчас, когда моя семья переживает не лучшие времена, Димухаметовы всегда рядом. И поверьте, я очень ценю эту поддержку.
СЛОВО ШКОЛЕ СЕГОДНЯШНЕЙ!
Поздравления от друзей из восьмидесятых, выстоявших и переживших девяностые, действительно дорогого стоят и дают, пожалуй, самую верную оценку прожитому, но жизнь продолжается. Людмила Александровна – одна из тех, кто не боится сегодняшней жизни, не отвергает настоящего и чувствует себя в этом настоящем легко и вольготно.
Не перестаю удивляться этому человеку! – говорит директор школы Ольга Александровна Томашевская. - Это человек, который вызывает у меня безграничное уважение и восхищение. Педагог с многолетним стажем, она учится постоянно. Открыта для всего нового, с энтузиазмом поддерживает любое школьное начинание. За внешней строгостью высокий уровень самоорганизации и неравнодушное отношение к результатам своих учеников. Сегодня утро в школе начинается с того, что мы к ней: и стар, и млад - идем, как на планерку. Вот и вчера, не поверите, иду по коридору и слышу не привычный требовательный и строгий, а удивительно тихий и ласковый голос Людмилы Александровны. Невольно заглядываю в кабинет:
- С кем это она так тихо беседует? Может к олимпиаде кого готовит?
В недоумении приоткрываю дверь. Не поверите, это она выпускнику, которого год грозилась не допустить до экзамена, в который раз объясняет сложение дробей с разными знаменателями. Она объясняет... и он... отвечает. И она не раздражается. Мирно и тихо беседуют, как самые закадычные друзья. Идиллия полная.
А ведь столько хлопот принес этот раздражающий своей недобросовестностью и халатным отношением к предмету выпускник.
Прикрываю дверь, чтобы не помешать. Вот что значит Учитель!
А мальчишка-то на глазах меняется. Сам в недоумении:
- Никогда не думал, что сдам математику. Первенство страны по вольной борьбе легче выиграть, чем задачу по алгебре решить. Думал, что у учителя аллергия не только на запахи, но и на меня. Думал: не принимает и не любит меня. Оказалось, добрее и терпеливее и на свете нет. Завтра экзамен, а она сегодня со мной, отложив все свои отчеты, решает задачи. Как будто другого дела у нее совсем нет. Стыдно после этого не сдать. Не подведу ни за что! Сдам обязательно!
И сдал. И русский, и математику сдал…
Сколько же таких лоботрясов было в ее жизни! Скольких удалось научить! Скольким привила любовь к предмету, без которого сегодня никуда.
Встреча с этим учителем определила выбор моего жизненного пути, – говорит сегодня один из ее выпускников и выражает позицию многих и многих своих собратьев. Как директору, мне эти слова как бальзам на душу. Мы ведь сегодня столько времени и сил уделяем профориентации, а на самом деле, все просто. Преемственность педагогического мастерства происходит на уроке мастера. Бывшие ученики преподают математику и в вузах страны, и в школах края.
У нас уважение к этому учителю семейное,- продолжает Ольга Александровна. Мой сын всегда об этом учителе вспоминает с благодарностью. Вспоминает, как однажды, прочитав надпись на плакате в ее кабинете, что-то про полную самоотдачу делу, даже пожалел учителя:
- Неужели, кроме математики и тех, кому она преподает, нет счастья в ее жизни?
На этот вопрос можно только улыбнуться. С годами к молодому человеку пришло понимание: математика – только часть жизни Людмилы Александровны. Такой строгий предмет должен преподавать строгий учитель. На самом же деле, душа ее полна любви. Семья: муж, дети, внуки – на всех хватает большого, сильного сердца. Всем готова помочь и всех поддержать. С учениками, как с родными детьми, с учителями, как мать, всегда рядом. Управлять коллективом, когда есть такая поддержка, пусть и не просто, но, однозначно, легче.
- Мы, пожалуй, дольше других вместе работаем – подхватывает разговор Светлана Айратовна Орехова. - Много лет по соседству: Людмила Александровна в 26-м кабинете, я – напротив. Как дух перевести на перемене? Поговоришь ни о чем – и как-то полегче становится. Одно из редких ее качеств - умеет работать в команде. А еще она умеет учителем оставаться даже тогда, когда ученики уже давно школу закончили. Нам просто повезло, что она внуков моих учила. Так уж случилось, что задолго после окончания школы Никита, внук мой, проявил намерение математику преподавать.
- Как это? - переживала я. - Не по профессии. К кому за советом обратиться? Конечно, к Учителю!
Людмила Александровна ответила, как отрезала:
- Он сможет!
Методическую литературу собрала и передала для него. И вот сегодня с легкой руки учителя в Москве, в одном из военных институтов, Никита Александрович Литвинов преподает студентам математику.
Даже когда Людмила Александровна перестала быть профсоюзным лидером, она осталась Мамой коллектива,- говорит сегодня завуч школы Юлия Александровна Кулигина.
Сильная, строгая, уверенная в себе и в своих принципах, со своими четкими жизненными убеждениями и правилами, человек – кремень, человек слова. Это настоящий Учитель и не только для учеников. Но…она умеет держать дистанцию. С ней не забалуешь! И, вместе с тем, это добрый и понимающий человек. На нее всегда и во всем можно положиться. Всегда выручит и поможет не только словом. Если мне когда-нибудь нужен будет жизненный или профессиональный совет, я пойду именно к ней!
- Председатель профсоюзной организации, лидер – это все правильно и все про Людмилу Александровну. Я же, как учитель русского языка и литературы, определила ее профессиональную деятельность как подвижничество. В слове «подвижник» заключаются два ключевых понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть того, что делает педагог всю жизнь: вкладывает в каждого свои знания, умения, навыки. Ученики берут их в большей или меньшей степени и уходят в мае. А в сентябре она начинает все сначала, и пусть это длится как можно дольше! - говорит Вера Александровна Ермолаева, прошедшая с Людмилой Александровной свой более чем сорокалетний школьный путь.
- Она по призванию профсоюзный деятель, - продолжает Наталья Федоровна Березуева. - Боль и проблемы каждого в коллективе – ее боль и ее проблемы. Случись что, на работе или в семье, она всегда рядом. Как узнаёт, кому сейчас трудно, где силы находит все знать и всем помогать? Это талант какой-то – жить проблемами коллектива, в котором работаешь. И никогда ни лишнего слова, ни намека на усталость. Удивляться не перестаешь, за ней наблюдая. А вместе мы уже страшно подумать сколько лет! Я в этот коллектив из вечерней школы пришла: другие ученики, другие требования. Общаться с Людмилой начала как с предметником. Строить отношения с детьми в общеобразовательной школе она меня учила. Главное, говорила, не допускать слащавой любви. Портит она, считает: и детей, и взрослых. Отложенная любовь у нее к детям. Без сюсюканья. Сначала ворчат, потом благодарят.
Кто у нее учился, тот математику точно знает. Таких учителей встретить – считайте, повезло крупно. Это учитель от Бога.
Сначала между нами были строго деловые отношения. Я и не предполагала, что они могут в дружбу перерасти. Это же просто скала,- думала. Эмоций по минимуму. Личностных отношений, мне казалось, она не признаёт. Но время… показало, что за этой скалой доброжелательный, легко отзывающийся на чужую боль человек. Мы стали семьями дружить. Без Димухаметовых мне бы было куда трудней! Этот человек мне судьбой послан!
- В 2008 году пришла в школу учителем, - улыбается И.В. Хохлова, - Людмилу Александровну боялась очень, даже подойти к ней было страшно. Напряжение сняли творческие вечера, за которые, как профсоюзный лидер, она тоже несла ответственность. Репетиции бесконечные, шутки, песни, танцы и приятное обращение ко всем вместе: «Девчонки мои!» Одно это обращение поднимало настроение, снимало напряжение от вынужденной, казалось бы, внеурочной деятельности. А еще ее присутствие рядом с каждой из нас, вера в нас и наши способности - все это создает и сегодня ситуацию единства в коллективе. После успешного участия в творческих вечерах страх исчез, а ощущение сильного плеча возросло. Чувствую себя под защитой, а это, поверьте, очень важно для начинающих. Сегодня мне очень приятно, когда дети говорят: «Вы единственный человек, который не боится Людмилу Александровну!» В этом случае я не без улыбки отвечаю: «Мне математику не сдавать!» А в душе испытываю непередаваемое чувство: мы на равных! Когда в 2023 году в школе возникла необходимость и мне была предложена должность заместителя директора по воспитательной работе, за советом обратилась к тому, кто в этой должности был и дело знает:
- Не справлюсь! Не смогу! Не мое это дело! – причитала.
- Откуда знаешь! Не попробуешь, не узнаешь! Попробуй! Бояться не стоит!
И вот третий месяц ложусь с мыслью о школе и просыпаюсь с этой мыслью. Знаю: Людмила Александровна за мной со стороны наблюдает. Подскажет, если что!
-У меня ситуация особая. Я училась у Людмилы Александровны, - рассказывает учитель русского языка и литературы - Т.В. Гринберг. Трудную школу погружения в математику не забыть. На себе прочувствовала, насколько строгость и справедливость способны помочь учителю научить ученика учиться. Когда стали коллегами, Людмила Александровна открылась с другой стороны – как человек с удивительным чувством юмора. Умеет шуткой настроение поднять. Неразрешимые, казалось, проблемы смехом решает. Опытом делиться с молодыми профессиональным долгом считает. Придешь, расскажешь свою школьную ситуацию как крайнюю и безвыходную, а она, как будто готовилась к встрече, - подобную из своего опыта и, главное, выход из нее! Только руками развести остается и засмеяться – как все легко и просто!
Пришла в школу учителем, когда мне было всего двадцать. Скорее всего, как и многие мои начинающие коллеги, сбежала бы, не будь рядом такого мудрого и опытного наставника, как Людмила Александровна.
Умение устанавливать контакт с учениками - это у меня от неё.
Начинаю заниматься профсоюзной деятельностью и опять к Людмиле Александровне. Её способность понимать и принимать каждого в коллективе и организовывать помощь тем, кто в этой помощи нуждается, - это талант, который нужно развивать в себе и не только профсоюзному лидеру.
Итог разговору подводит завуч школы по методической работе Т.И. Юхименко:
- У Людмилы Александровны все под контролем! Ее слово в коллективе - закон. Нам есть на кого равняться – и это, однозначно, помощь администрации. Контакт с родителями четкий - это редкость сегодня, а она этот контакт устанавливает без посредников и работает в единстве с родителями, большинство из которых сама учила.
«Благодарных вам учеников!» - как часто мы слышим эту фразу и как редко задумываемся об ее истинном смысле. Благодарные ученики – это высшая награда для учителя. У Людмилы Александровны таких наград множество. Обращаюсь к ее выпускникам с просьбой в течение месяца отозваться об учителе – и через день получаю ряд воспоминаний, достойных создания отдельной книги. Вот только несколько из них: Анатолий Александрович Дружинин, выпускник. Окончил в свое время университет. Сегодня программист:
- Больше десяти лет назад окончил школу, а уроки математики помню, как будто это было вчера. И не потому, что математику так сильно люблю, а потому что уроки Людмилы Александровны больше, чем просто уроки по предмету. Без преувеличений, это были настоящие уроки жизни. Дисциплина, порядок и уважение к делу, которым ты сейчас занимаешься, – вот чему она учит. Неукоснительной дисциплины в поведении и прилежании требует она от тех, кто хочет учиться, и от тех, кто учиться не хочет. Пример соблюдения трудовой дисциплины показывает сама. Если придерживаться созданного ею алгоритма решения задач, ответ будет безошибочным. Так и в жизни. Если будешь действовать по определенному алгоритму и придерживаться установленных правил, результат своего труда увидишь на начальном этапе достижения цели. Да! Математика действительно царица наук, если ее преподавание в руках и сердце такого учителя!
Спасибо учителю, который через школьные уроки математики открыл мне глаза на законы жизни! Говорю эти слова и тут же поправляюсь: помог мне захотеть открыть глаза. Дело в том, что у Людмилы Александровны есть одна очень мудрая установка: «На свете ни единому уму, имеющему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не захотел глаза открыть!»
Уважаемая Людмила Александровна! Стройте, требуйте, учите! Если даже малая часть тех, перед кем Вы сейчас стоите в классе, поймет, что Ваши уроки – это дверь в большую жизнь, Вы достигли поставленной цели!
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Когда учились свои дети, а другой школы для этой семьи просто не существует, они родные, к маме в школе могли обращаться только как к Людмиле Александровне. На вопрос:
- Кто здесь ваш?
Она неизменно отвечала:
- Каждый!
Когда в школу пришла внучка, бабушка не изменила манеру восприятия детей как своих родных, но стала еще участливее и осталась верна своему правилу: по-настоящему любит тот, кто учит.
- Внуки, - говорит,- к нам относятся еще требовательнее, чем собственные дети!
А когда однажды внучка опубликовала в местной газете статью «Когда труд в радость, и дело спорится», бабушка слез сдержать не смогла:
- Помню, как, сидя на последней парте в бабушкином классе, я восхищалась ею. Наблюдала, как легко и просто объясняла она новую тему, как по глазам видела, кто уже понял, а кому нужно еще раз объяснить.
«В городе известно, что бабушка – строгий учитель. Но эта строгость справедливая. Она и к себе самой всегда строга и требовательна, поэтому право имеет никаких поблажек никому не давать. Считает, что строгость и требовательность к ученику – это проявление уважения к тому, кого учишь.
Я никогда не видела, чтобы бабушка куда-нибудь опоздала, не сдержала своего слова, позволила себе просто отдохнуть или расслабиться. У меня навсегда осталось такое впечатление, что профессия учителя не предполагает ни выходных, ни отпусков. Куда бы мы с семьей ни ездили отдыхать, у бабушки всегда с собой были тематические планы или разработки внеклассных мероприятий. Родители учеников звонят в любое для них удобное время, всегда она находит для них нужное слово и совет».
В школу я точно не пойду. Ни сил, ни терпения не хватит. А вот к делу своему буду относиться так же, как бабушка. Настоящей стараюсь быть, как она!
И уже сейчас, мы с Артёмом и Костей понимаем: молодость души бабушки и её долголетие в наших руках. Чем мы успешнее, тем она моложе.
Молодей, родная! Твое время пришло!
ЗАДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР
Нашей дружбе сорок. И это не закат. Сорок – это зрелое и здравое отношение к жизни. Друг на друга мы давно уже смотрим не глазами вожатых или коллег, но глазами друзей, матерей, бабушек. Поэтому и вопросы хочется задать не формальные, и ответы получить не по факту, а про жизнь:
- Столько мест предлагали и престижных, и денежных, почему не ушла?
- Даже пробовала, Димухаметов не дал. Со временем убеждалась, что он прав. В жизни нельзя размениваться, метаться, искать легких путей и мелочных выгод. Суетиться не надо. Каждому дано его дело. Разглядеть его среди увлечений очень важно. Мне удалось разглядеть и дело, и место.
- Считала когда-нибудь, сколько учеников научила считать и решать?
- Более трех тысяч,- смеется.
- А скольких запомнила?
- Каждого помню. Но чем труднее ученик , тем ярче в память врезается. И медалистов помню: их почти 50. Медалисты - это и награда, и испытание. С ними совсем не просто. Они требуют больше, чем ты знаешь. Учусь не столько на курсах, сколько с ними. Они помогают держаться на плаву.
- Что потеряла, знаю. А что приобрела?
- Чувство выполненного долга, ощущение исполненного предназначения – это поистине бесценный дар. А еще есть такое понятие «отсроченная благодарность». Это когда лет через десять ученик или кто-то из его родителей позвонят вдруг и скажут:
- Спасибо Вам за ваш труд!
- Сегодня это случается реже?
- Наоборот, сегодня, когда работу по профессии найти все сложней, благодарят за прочные знания и навык системной работы все чаще. Слушаю и вспоминаю поздравление выпускницы 2008 Миргородской Ольги:
-Только с годами понимаешь, сколько сил душевных вложено в нас учителем, чтобы мы, ученики, эти силы обрели. Сколько опыта растрачено, чтобы математические знания стали надежным багажом, сколько терпения нужно было Вам иметь, чтобы изо дня в день самое сложное объяснять самым простым языком и делать понятным. Никогда не забуду ощущение гордости и достоинства, когда уверенно и спокойно шла на экзамен. Пусть это чувство испытывают ваши ученики еще долгие и долгие годы.
- А как же со столь популярными сегодня претензиями к учителю? Тебя эта напасть обошла стороной или как?
- Караван идет...- смеется. - Обиженные жизнью родители требуют послабления своим детям. Понять это можно, принимать и идти на поводу нельзя. Эта болезнь общества уже проходит, должна пройти.
- Что такое жизнь?
- Один из учеников, как ни странно, выразил мои мысли по этому поводу. Жизнь – это шахматная доска, где все зависит от твоего хода.
Продумывайте ходы и поймете, что есть жизнь. Я продумываю, и я поняла: свою дорогу нужно чувствовать не только ногами. И этому чутью изменять нельзя.
- Одна из ваших учениц, став учителем, написала:
Вам бы методичку создать! Как математике научить и с самым трудным классом управиться!
- Такая методичка есть?
- За свою профессиональную жизнь я столько раз говорила об этом на всевозможных курсах, семинарах, конференциях, что все, кому надо, уже давно использовали этот опыт и растиражировали его. Да и двери моего кабинета всегда открыты для желающих учиться.
- Что, на твой взгляд, в нашей профессии самое главное?
- Верность профессии: не заигрывать, не лицемерить. Честно делать свое дело. Жить как учить - без лжи и лукавства. А еще очень важно помнить ребенком себя: беззащитным, одиноким мечтателем, имеющим цель и пытающимся разглядеть путь.
Слушаю взрослую, многое пережившую и испытавшую женщину и слышу, о чем думает и говорит ее дочь Марьяна:
- Я так долго убегала от профессии «учитель», что однажды поняла: она, эта профессия, обязательно меня догонит. И это будет мое место и мой причал – по-настоящему моя, а не придуманная мною жизнь. И вот я в школе. И на вопрос: «Кто из детей Ваш?» отвечаю, как мама:
- Каждый!
И теперь понимаю, почему так часто на память приходит история из маминого детства. Дом, кролики, ежедневная обязанность запасти для них траву, забота о младшей сестренке. А в голове мысли совсем о другом: в сарае есть уголок, где все прибрано, как в школе. На скамейках сидят куклы и ждут урока. Уже тогда маленькая мама – учитель. Снова и снова объясняет глупеньким, как решать задачки. Это было детство, а в нем мечта. Такая мечта была и у меня, но видение того, что мамина профессия требует стопроцентной отдачи пугало...
Дочь профессия пугала, а мать притягивала. И уже в детстве знала девчонка, что именно в этом заброшенном сарае с куклами начиналась ее жизнь.
И ни разу предназначенному она не изменила. Ни разу!
Сорок семь лет Людмила Александровна в школе. Сорок семь лет смотрит в детские глаза и объясняет, объясняет...
И пусть как можно дольше живет в тебе, родная, маленькая упрямая Людмилка, и пусть именно она ведет тебя по этой непростой, но единственной нашей жизни!