Найти в Дзене
Христианство и жизнь

Нужно ли молиться за души усопших?

Сегодня я напишу о молитве за умерших или за упокой. Наверняка каждый из нас сталкивался или хотя бы слышал о такой практике в православной или католической церквях. Хотя большинство протестантских церквей этой традиции не следуют. Свечки, записки с именами усопших, святые ходатаи - откуда пошла эта традиция и как к ней относятся разные конфессии христианства, и что о ней говорит Библия. Археологические артефакты, датируемые 2-3 веком нашей эры говорят о том, что первые христиане с большой долей вероятности молились за умерших. Начертания на могилах христиан и надписи на Римских катакомбах тому подтверждение. Вот, например надпись на могиле христианина Аберция из Европолиса гласит: "Пусть каждый Друг, который соблюдает это, молится за меня". Первый из деятелей церкви, который упомянул молитву за умершего, был Тертуллиан, он писал: "Вдова, которая не молится за своего умершего мужа, всё равно, что развелась с ним". Появление к 5 веку литургии с поминаниями и молебнами за мёртвых говорит

Сегодня я напишу о молитве за умерших или за упокой. Наверняка каждый из нас сталкивался или хотя бы слышал о такой практике в православной или католической церквях. Хотя большинство протестантских церквей этой традиции не следуют. Свечки, записки с именами усопших, святые ходатаи - откуда пошла эта традиция и как к ней относятся разные конфессии христианства, и что о ней говорит Библия.

Археологические артефакты, датируемые 2-3 веком нашей эры говорят о том, что первые христиане с большой долей вероятности молились за умерших. Начертания на могилах христиан и надписи на Римских катакомбах тому подтверждение. Вот, например надпись на могиле христианина Аберция из Европолиса гласит: "Пусть каждый Друг, который соблюдает это, молится за меня". Первый из деятелей церкви, который упомянул молитву за умершего, был Тертуллиан, он писал: "Вдова, которая не молится за своего умершего мужа, всё равно, что развелась с ним". Появление к 5 веку литургии с поминаниями и молебнами за мёртвых говорит о том, что во всех частях христианской церкви практика молитвы за усопших целиком сформировалась и утвердилась.

В 6 веке нашей эры упоминания о молитве за умерших мы находим в трудах папы Георгия Великого. Содержание их сегодня может показаться не стройными и даже наивными. Но именно они легли в основу догмата, который был сформулирован папой Иоанном Восемнадцатым в 10 веке нашей эры, а именно в 978 году. Согласно ему, католики верят, что после смерти тела у души человека есть три варианта продолжения загробного существования. Первый - это те, кто умер в любви и дружбе с Господом сразу обретают вечную жизнь. Второй - те души, которые умирают в состоянии смертного греха сразу попадают в ад. Третий - это те же, кто умер с Господом и уверен в своём спасении, но ещё полностью не очищен от грехов. После смерти они проходят очищение, чтобы получить святость, необходимую для вхождения на небо. Очищение проходят такие души в месте под названием Чистилище. Это промежуточное место между адом и раем, где души умерших с раскаянием в грехах, но не успевшие на Земле принести Богу удовлетворение за грехи, горят в очищающем огне, ожидая второго Пришествия Христа, которое освободит их от страшного суда и переведёт души в рай.

Молитва за усопших
Молитва за усопших

Католики верят, что участь души в Чистилище зависит не только от её раскаяния, но и от молитв, возносимых на Земле. Поэтому, если душа умершего находится в Чистилище, то церковь и её прихожане с помощью месс и молитв, добрых дел, совершаемых в память об умершем на земле, облегчают участь этой души в Чистилище и даже сокращают срок её пребывания там. Кстати, срок нахождения в Чистилище может быть сокращён по мнению католической церкви и путём папских индульгенций.

Согласно догматам католической церкви душам умерших, находящихся в Чистилище, можно и нужно помогать с помощью литургий, молебнов и подаяний. А вот молитвы за души, которые попали в рай или в ад бессмысленны.

На вопрос - как определить где какая душа находится определённого ответа католическая церковь не даёт. А что говорит православная церковь?

Православная церковь также, как и католики допускает молитвы за умерших, но с рядом существенных отличий. Первое основное - православная доктрина отрицает существование Чистилища, а соответственно, не разделяет души умерших на группы. Православные богословы утверждают, что для Бога нет умерших, что для Него все живы. Поэтому, следуя логике, если человек просит у Бога благополучия в этой жизни, то почему же он не может попросить и ходатайствовать за них в мире ином. Православная церковь допускает молитвы за усопших, руководствуясь тем, что для Бога нет мёртвых, а усиленные и искренние молитвы могут достичь престола Господа, и Он по своей любви и милости может облегчить участь души умерших.

А как обстоят дела в протестантских церквях? В протестантских церквях нет единогласия по этому вопросу и отношение к молитве за умерших с течением времени менялось. Мартин Лютер в 16 веке в 1542 году в предисловии к погребальным гимнам утверждал: "Соответственно мы удалили из наших церквей и полностью отменили папитские мерзости, такие как бдения, мессы по умершим, процессии, чистилище и все другие фокусы-покусы от имени мёртвых". Он считал: "Мы должны молиться за себя и за всех других людей, даже за наших врагов, но не за души умерших". Тем не менее, крупнейшая лютеранская конфессия в Соединённых Штатах - Евангелическая лютеранская церковь в Америке поминает усопших верующих в молитвах каждое воскресенье, включая тех - кто недавно умер и тех - кто отмечен в церковном календаре Святых.

Разные отношения к молитве за умерших мы наблюдаем не только в лютеранской церкви, но и в других ветвях протестантизма. Англикане и методисты не отрицают молитвы за усопших. Адвентисты и Пятидесятники считают, что мёртвые люди не получают ничего от молитв за них. Такие церкви придерживаются своих взглядов, основанных на Священном Писании. Во-первых, согласно притче Иисуса о богаче и Лазаре, переход из ада в рай и обратно после смерти уже невозможен. Также Библия нигде не говорит о Чистилище как о промежуточном состоянии между земной и вечной жизнью. Будет суд и на суде будут иметь вес дела человека, которые он совершил при жизни и молитвы никак не могут повлиять на вердикт суда.

Новый Завет ясно говорит, что спасение возможно только через жертву Иисуса Христа, а молитва за умерших как бы уничижает эту жертву. Получается, что жертва Христа как бы недостаточна для спасения, либо и вовсе не нужна и в заключение хочу напомнить слова Иисуса на кресте, которые Он сказал раскаявшемуся разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю",- тем самым показав, что нет никаких промежуточных состояний. И пока есть шанс на земле, даже перед смертью человек может покаяться и примириться с Богом.

А какого мнения придерживаетесь вы? Напишите в комментариях.

Ниже вы также можете ознакомиться и с другими интересными материалами:

Таже всегда вы можете подписаться на канал и поставить лайк посту, если вам он понравился.