За 20 лет компания FIRST прошла путь от дистрибьютора до международного поставщика интралогистических решений. О ситуации на рынке и перспективах в сфере складской логистики рассказал директор направления продаж складской техники Вадим Терлецкий.
FIRST сегодня
В настоящее время производственный холдинг FIRST оказывает широкий спектр услуг в области складской логистики: от планирования до возведения и последующего обслуживания распределительных центров, складских комплексов. Компания, в частности, занимается полным оснащением и автоматизацией складов типов от В до А+.
Она также известна как поставщик складской техники под собственным брендом FIRST, который насчитывает более 150 моделей оборудования.
В нынешнем году, как рассказал Вадим Терлецкий, холдинг фокусируется на двух наиболее перспективных направлениях в складской логистике в России — развитии узкопроходных технологий и роботизированной технике.
Узкопроходная техника: проблемы и решения
Узкопроходные технологии пришли в Россию из Европы менее десяти лет назад. По сравнению с «классическими» технологиями хранения, они позволяют увеличить количество палетомест на аналогичной площади примерно на 30%. По словам собеседника, сейчас в стране около 20% складов применяют именно узкопроходные технологии, и востребованность их будет расти, несмотря на то, что в прошлом году этот сегмент рынка испытал настоящее потрясение.
После ухода европейских производителей из России владельцы узкопроходных складов столкнулись с проблемой сервисного обслуживания парка импортного оборудования. А отечественные поставщики задумались о выходе в освободившуюся нишу.
— Узкопроходная техника — очень сложный сегмент. Она должна быть «умной»: ведь ей приходится заезжать в складскую аллею шириной от полутора до двух метров. Для обеспечения безопасного режима работы таких складов европейские производители разработали несколько решений. Одно из них — использование индукционных направляющих с определённым силовым полем, благодаря которому машина без риска столкновений с другим оборудованием заходит в аллею.
Воссоздать с нуля в короткие сроки такую сложную технологию невозможно. В Китае готовых решений для узкопроходных складов также не оказалось: первые работы над такой техникой начались там около трёх лет назад. Мало было построить машину — требовалось «научить» её безопасной работе, отмечает собеседник:
— Задачу по доработке машин компании из КНР решили реализовать вместе с FIRST. В прошлом году мы подключились к работе с китайским производителем — и теперь являемся одной из двух компаний, которая поставляет на российский рынок узкопроходные машины.
Штабелёры и погрузчик с сочленённой рамой марки FIRST для узкопроходных складов появились в России в сентябре прошлого года. Сначала это была техника лишь одной размерной базы, для аллей шириной 1 650 мм; сейчас под заказ также могут поставляться машины для аллей 1 700 мм. Данные разработки позволят закрыть потребности российского рынка в узкопроходной технике на 90–95%.
Прогнозы и планы
В последние два года, как подчеркнул Вадим Терлецкий, рынок складской техники в России демонстрировал почти 50%-ый рост. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, в 2022-м в РФ было ввезено свыше 33 тысячи складских машин — главным образом прирост был обеспечен за счёт поставок из дружественных стран.
— В отличие от кризиса 2014 года, российские предприниматели не растерялись и продемонстрировали гибкость, — отмечает собеседник. — Появились новые каналы поставок и сбыта. Бизнес перестраивает свою работу, мы видим, что складские площади увеличиваются. И смотрим в будущее с оптимизмом.
После ухода европейцев рынок складской техники почти на 90% заполнили китайские производители. Свободные ниши остались в технически сложных направлениях, которые под силу немногим компаниям, — именно этот сегмент и развивает холдинг FIRST.
В настоящее время компания работает над двумя проектами по конструированию и оснащению складов с узкопроходной системой хранения. На очереди — ещё восемь проектов. А в следующем году FIRST планирует приступить к оборудованию роботизированных складов. Производственный холдинг в этом направлении работает с китайскими и российскими партнёрами.
— У нас есть уникальный опыт работы с европейской техникой, которого нет в азиатских странах, и мы готовы им поделиться, — говорит Вадим Терлецкий. — Китайские производители гибки, это позволяет реализовывать с ними совместные проекты как в области узкопроходной, так и роботизированной техники.
В пилотном режиме обкатать роботизированные технологии планируется на складах глубокой заморозки.
О конкуренции и сервисной поддержке
Что касается массовых сегментов складской техники, в компании FIRST признают: конкуренция усилилась. Но профессиональная команда и сильный бренд позволяют и тут чувствовать себя уверенно.
— Сервисное обслуживание техники — одна из актуальных проблем на российском рынке. Не все игроки рынка готовы брать на себя риски, связанные с сервисным обслуживанием, и «замораживать» деньги в хранение запчастей, — продолжает спикер. — Мы же зарекомендовали себя как надёжный партнёр, оказываем гарантийное и постгарантийное обслуживание и имеем возможность держать на своём складе большой пул запчастей.
Производственный холдинг FIRST оказывает сервисную поддержку не только собственным клиентам. В компании есть оборудование для диагностики машин любых европейских и китайских брендов. Налажены каналы поставок запчастей — включая оригинальные от европейских производителей.
В нынешнем году FIRST расширяет и географию своих сервисных служб. В ближайшее время сервисные группы компании появятся в Татарстане и других регионах Поволжья, а затем и в регионах Урала.