Найти в Дзене

АВТОМОБИЛИ КИНОГЕРОИ #5 ГАЗ-13 Чайка. Птица высокого полета.

Идея о статье про автомобиль-киногерой обычно приходит при просмотре какого-либо фильма. На этот раз произошел обратный процесс. Мне так нравится этот легендарный автомобиль, что покупая в магазине его масштабную модель, я дал себе слово найти хоть один фильм, где он фигурирует и представить этого героя. Не может быть, чтобы эта птица не пролетала в каком либо фильме. Так я получил в коллекцию фильм «ПираМММида», а статья будет о птице очень высокого полета – автомобиле ГАЗ-13 «Чайка». По сути «Чайка» фигурирует во многих фильмах, особенно если речь идет о политических детективах типа «Серые волки» и т.д. Однако товарищ по киноманству посоветовал мне «ПираМММиду».
- Посмотри, вроде там «Чайку взрывают! Действительно. Сердце кровью обливалось, когда в первые же пятнадцать минут фильма, блестящий ГАЗ-13 буквально взлетел на воздух. Вернее макет. Слава Богу, на настоящий автомобиль рука создателей фильма не поднялась. Я уже было огорчился, что этим, отведенная «Чайке» роль и
ГАЗ-13 "Чайка"
ГАЗ-13 "Чайка"

Идея о статье про автомобиль-киногерой обычно приходит при просмотре какого-либо фильма. На этот раз произошел обратный процесс. Мне так нравится этот легендарный автомобиль, что покупая в магазине его масштабную модель, я дал себе слово найти хоть один фильм, где он фигурирует и представить этого героя. Не может быть, чтобы эта птица не пролетала в каком либо фильме. Так я получил в коллекцию фильм «ПираМММида», а статья будет о птице очень высокого полета – автомобиле ГАЗ-13 «Чайка». По сути «Чайка» фигурирует во многих фильмах, особенно если речь идет о политических детективах типа «Серые волки» и т.д. Однако товарищ по киноманству посоветовал мне «ПираМММиду».
- Посмотри, вроде там «Чайку взрывают!

Кадр из фильма Э. Салаватова "ПираМММида"
Кадр из фильма Э. Салаватова "ПираМММида"

Действительно. Сердце кровью обливалось, когда в первые же пятнадцать минут фильма, блестящий ГАЗ-13 буквально взлетел на воздух. Вернее макет. Слава Богу, на настоящий автомобиль рука создателей фильма не поднялась. Я уже было огорчился, что этим, отведенная «Чайке» роль и ограничится, однако следуя своим принципам герой фильма – Сергей Мамонтов, в миру Сергей Мавроди, покупает себе новую «Чайку» и остаток фильма ездит на ней. Стоит отдать должное чувству вкуса Сергея Кондратьевича. С этим у него все в порядке. Не каждый способен, имея деньги на крутую забугорную тачку, отдавая предпочтение советской классике, ездить на представительском лимузине прошлого. Попробуем разобрать, чем же так притягательна эта самая «Чайка».
Конец пятидесятых в мировом автомобилестроении прошел под девизом громких экспериментов в области дизайна. Неоспоримые лидеры в автомобилестроении тех лет – США, вдохновляясь моделями новейших реактивных истребителей, вводят в моду так называемый «аэродинамический» стиль автомобиля.
Началось всё с работ по модернизации ЗиМа. В 1955 году на ГАЗ-е был создан опытный образец на его базе — ГАЗ-12В. Он уже носил название «Чайка» и имел на решётке радиатора декоративную деталь в виде характерного профиля крыла этой птицы. Название было взято неспроста. Новый автомобиль должен был быть выше классом, чем выпускавшиеся прежде, и если предыдущий автомобиль носил название «Волга» (ГАЗ-21) то над Волгой должна парить «Чайка». Время шло, и вскоре стало ясно, что стиль автомобиля безнадежно устарел, внешняя модернизация осовременить его не в силах. Поэтому работу над новым автомобилем начали «с чистого листа». Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода. Примерно в 1956 году с участием конструктора кузова Л. Э. Дуарте и скульптора Б. Б. Лебедева было построено два полноразмерных макета, которые имели оформление, всё ещё весьма радикально отличавшееся от серийных автомобилей.

Кадр из фильма Э. Салаватова "ПираМММида"
Кадр из фильма Э. Салаватова "ПираМММида"


Для нового автомобиля был спроектирован новый двигатель, V8 вместо стоявшей на ЗиМе рядной «шестёрки». Он имел прогрессивную по меркам тех лет конструкцию: и блок цилиндров, и головки, и впускной коллектор, и поршни были выполнены из алюминиевого сплава — редчайшее по тем временам техническое решение (к примеру в Америке первые алюминиевые двигатели появились в начале шестидесятых годов, но особого распространения в то время так и не получили). Впоследствии дефорсированный вариант этого двигателя устанавливался на БРДМ-2. А созданные на его базе двигатели, с уменьшенным рабочим объёмом, до сих пор используются на грузовиках ГАЗ и автобусах ПАЗ. С двигателем была спарена автоматическая, гидромеханическая коробка передач, родственная той, что была создана для выпускавшейся в то же самое время «Волги» ГАЗ-21, которая существенно облегчала управление автомобилем. Также конструкторы «Чайки» пошли на использование отдельной рамы, облегчённой по сравнению с традиционной лонжеронной — Х-образной формы, весьма оригинальной для того времени конструкции (в США впоследствии подобную раму получат модели General Motors, причём это произойдёт только в начале 60-х годов). Кузов крепился к ней в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Впервые в продукции ГАЗа были использованы четырёхкамерный карбюратор, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъёмники, радиоприёмник с автопоиском и антенной с электроприводом.
Что касается дизайна «Чайки», то, вопреки часто встречающимся утверждениям, он не нёс прямого сходства с конкретной иностранной моделью автомобиля, большинство элементов дизайна были просто характерны для «детройтского барокко» тех лет в целом.
Официальной датой начала выпуска ГАЗ-13 «Чайка» было 16 января 1959 года, но на самом деле первые автомобили собирались ещё осенью 1958.

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры , который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий. Служили они и в посольствах, как самого СССР за границей, так и других стран в СССР.
В отличие от ЗиМа, который официально находился в свободной продаже, «Чайка» никогда не была товаром народного потребления, и даже не имела установленной розничной цены (сейчас цена на ГАЗ-13 может достигать 4,5 млн. руб).. Никаких подтверждённых данных об автомобилях данной марки, новыми попавшими в личное пользование граждан, нет. По другим источникам, «Чайки» получили писатель Шолохов и балерина Уланова, первая женщина-космонавт Терешкова получила первый белый ГАЗ-13. Герой фильма «ПираМММида», Сергей Мамонтов, утверждает что своей необычной тягой к легендарному автомобилю обязан увиденному в детстве проезжающему на «Чайке» Гагарину.
Автомобили «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, их могли заказать все желающие, для использования в качестве свадебных лимузинов.
Прокатиться на «Чайке» было, пожалуй, мечтой любого советского гражданина.
В 1961 году в дополнение к седану был разработан и кабриолет. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стёкол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними. Кроме того, в производственной программе значился и вариант с кузовом лимузин, имевший перегородку в салоне. Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год, и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.

Санитарный универсал ГАЗ-13
Санитарный универсал ГАЗ-13


Санитарный вариант ГАЗ-13С с кузовом универсал выпускался на заводе РАФ. В них имелись перегородка в кузове, носилки. Практически все универсалы имели между собой те или иные отличия из-за сборки вручную. Автомобили также предназначались для обслуживания высшей номенклатуры. В 1982 завод получил не обычный заказ на универсал-катафалк на базе «Чайки». Оба образца этого автомобиля предназначались для возможной экстренной эвакуации гроба с забальзамированным телом лидера Вьетнамской революции Хо Ши Мина, на случай Вьетнамо-Китайской войны. Главной особенностью этих универсалов явились установленные на них кондиционеры, которые должны были обеспечивать температуру салона +16 градусов, в условиях тропического климата. Автомобиль пришлось оснастить японским кондиционером т.к. ближайший отечественный аналог весил ни много ни мало 300 кг, и для его установки требовалась отдельная тележка.

Несколько «Чаек», было переделано в киносъёмочные машины т.к. плавность хода автомобиля обеспечивало довольно высокое качество при съемке на ходу. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме. Этот факт лишний раз подтвердил, что мы действительно имеем дело с автомобилем-киногероем.

Кадр из Фильма Э. Салаватова "ПираМММида"
Кадр из Фильма Э. Салаватова "ПираМММида"


Явная ориентация создателей «Чайки» ГАЗ-13 на переменчивую американскую автомобильную моду сделала её дизайн быстро устаревающим. Так уже к началу шестидесятых только запущенная в серийное производство «Чайка» казалась устаревшей, поэтому параллельно с выпуском ГАЗ-13, шла работа над созданием нового автомобиля высокого класса ГАЗ-14. Однако в силу разных причин серийный выпуск «Чайки» второго поколения был развернут только к 1977 году.
Именно на ГАЗ-14 ваш покорный слуга осуществил мечту советского гражданина, арендовав этот раритет в качестве свадебного лимузина.

Если вы пропустили предыдущие публикации на тему автомобилей киногероев, то нагнать упущенное можно по ссылкам ниже:

АВТОМОБИЛИ КИНОГЕРОИ #1 КРИСТИНА
Про кино, между делом23 июня 2021
АВТОМОБИЛИ КИНОГЕРОИ #2 ЗЛОБНЫЙ ДУЭЛЯНТ
Про кино, между делом24 июня 2021
АВТОМОБИЛИ КИНОГЕРОИ #3 DB5 Её Величества
Про кино, между делом30 июня 2021
АВТОМОБИЛИ КИНОГЕРОИ #4 DeLorian - гость из будущего
Про кино, между делом3 августа 2021

Спасибо всем, кто дочитал, и всем кто не дочитал, тоже спасибо за внимание!

Ставьте лайки! Вам не сложно, а автору будет приятная мотивация к созданию новых постов.

А если уж совсем интересно, то подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.