Найти в Дзене

Международные стандарты на страже масел. Как не запутаться в аббревиатурах на канистрах?

Оглавление

Каждый начинающий автолюбитель при выборе моторного масла сталкивается с проблемой расшифровки обозначения на канистрах. Неискушенному владельцу авто вся эта маркировка кажется сущей абракадаброй. И чтобы не тратить время, многие при выборе масла руководствуются только показателями вязкости по SAE, которые делят масла на зимние, летние и всесезонные.

Но выбирать масло только по классу вязкости неправильно! Необходимо учитывать в каком моторе оно будет эксплуатироваться. А об этом подскажут обозначения на канистрах ACEA, API и ILSAC.

Классификация ACEA

Европейская ассоциация автопроизводителей разделила масла на классы A, B, C, E и категории, которые обозначены числами.

А — для легковых бензиновых двигателей;

B — для легковых и легких коммерческих дизельных ДВС;

C — для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов;

E — для дизельных двигателей грузовых авто.

-2

Сегодня расскажем про стандарты для легковых автомобилей.

ACEA A1/B1 — масла с особо низкой вязкостью. Экономят топливо и не теряют смазывающих свойств при высоких температурах и больших градиентах сдвига. Применяются только в случаях, специально рекомендованных производителями двигателей, т.к. после 2016 года этот класс был аннулирован.

ACEA A3/B3 — пригодны для использования в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с непрямым впрыском, работающих в тяжелых условиях. Имеют увеличенный интервал замены масла.

ACEA A3/B4 — соответствуют моторным маслам категории A3/B3, но

используются в двигателях с непосредственным впрыском топлива.

ACEA A5/B5 — заменяют A1/B1 и подходят для бензиновых и дизельных двигателей с увеличенными интервалами замены и высокой экономией топлива, а также с пониженной вязкостью HTHS. Могут не подходить для отдельных моторов, поэтому следует обращаться к руководству по эксплуатации.

ACEA A7/B7 — спецификация 2021 года для масел, схожих с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре. Подходят не для всех двигателей.

ACEA C1 — созданы для бензиновых и дизельных двигателей с системами очистки (DPF/GPF) и трехступенчатыми катализаторами (SCR). Имеют сниженное содержание серы, фосфора и низкую сульфатную зольность. С выходом стандарта ACEA 2020 не используется.

ACEA С2 — смазки высочайшего уровня c низким уровнем SAPS. Совместимы с сажевыми фильтрами (DPF/GPF) и трехступенчатыми катализаторами (SCR), увеличивая срок их службы.

ACEA С3 — стабильные среднезольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами.

ACEA С4 — малозольные (Low Saps) масла для бензиновых и дизельных двигателей с вязкостью HTHS>3,5 mPa*s.

ACEA С5 — стабильные Low Saps масла для улучшенной экономии топлива в современных высокоэффективных бензиновых и дизельных двигателях, сконструированных под использование низковязких масел с HTHS не более 2.6 mPa*s.

ACEA С6 — масла, схожие с C5, обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).

Стандарты API

Классификация API подразумевает деление масел по категориям и эксплуатационным свойствам, т.е. для какого двигателя они предназначены.

Так, первая буква обозначает тип двигателя: S — бензиновый, C — дизель. Вторая литера конкретизирует условия применения масла — в современном или старом движке, с турбиной или без. Если на канистре указано двойное обозначение API SN/CF — это универсальное масло для бензиновых и дизельных ДВС.

Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) или RC (Recourse Conserving).

-3

В настоящее время действующие спецификации API для бензиновых моторов следующие:

API SJ — для двигателей легковых автомобилей, спортивных грузовиков, автомобилей, фургонов и легких грузовиков 1996-2001 годов выпуска. Содержат усиленные требования к потерям испарения.

API SL — для многоклапанных турбированных моторов 2001-2004 годов выпуска, работающих на обеднённой топливной смеси. Характеризуются пониженной летучестью, увеличенными интервалами замены.

API SM – для автомобилей 2004 года выпуска и позже, в том числе с многоклапанным и турбированным мотором. Масла этой категории лучше защищают от окисления и износа, образуют меньше осадков и дольше сохраняют свойства при низких температурах.

API SN — для всех бензиновых двигателей автомобилей, выпускаемых с 2010 года и по настоящее время. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства. А также способствуют энергосбережению и ограничению содержания фосфора.

API SN PLUS — промежуточная спецификация для масел современных двигателей, оснащенных турбонагнетателем (TGDI), непосредственным впрыском топлива (GDI) и имеющих, как правило, высокую степень сжатия. В смазках этой категории был устранен эффект LSPI — преждевременного самопроизвольного воспламенения топливной смеси.

API SP – свежие требования 2020 года для смазок, предназначенных для использования в современных бензиновых ДВС. Обеспечивают защиту двигателя от эффекта LSPI. Направлены на уменьшение износа цепи ГРМ и защиту турбонагнетателей и поршней от высокотемпературных отложений. Контролируют образование нагара и других отложений.

При замене масла следует руководствоваться правилом «Лей такое же или на категорию выше». И тогда проблем с мотором можно будет избежать.

API для дизелей

На сегодняшний день действующими стандартами признаны CH-4, CI-4, CJ-4, CK-4, CF-4. Цифра 4 означает применение в четырехтактном двигателе. Масла ранее действующих классов, например CF, следует использовать, если они допущены производителями автомобилей.

API CF – масла для внедорожных, непрямых и других дизельных ДВС после 1994 года выпуска с разделенной камерой сгорания и работающих на сернистом топливе.

API CH-4 – масла для моторов после 1998 года выпуска, работающих на малосернистом топливе. Обеспечивают улучшенную защиту от коррозии, окисления и нерастворимого загущения, вспенивания и потери вязкости из-за сдвига; имеют увеличенный межсервисный интервал.

API CI-4 – для высокооборотистых, четырехтактных дизельных двигателей после 2002 года с системой перепуска отработавших газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут использоваться вместо масел предыдущих классов.

API CJ-4 – для дизельных двигателей после 2010 года выпуска, работающих на топливе с пониженным содержанием серы и оборудованных сажевыми фильтрами, системой рециркуляции выхлопных газов.

API CK-4 — для дизелей после 2017 года выпуска, отвечающих более строгим требованиям к выбросам. Эти масла обратно совместимы с CJ-4 и более старыми маслами. Обеспечивают улучшенную устойчивость к сдвигу, стойкость к окислению и контроль аэрации.

API FA-4 — для современных высокоскоростных дизельных двигателей. Разработаны для повышения экономии топлива и предназначены для дизельных моторных масел вязкостью SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Не могут использоваться с дизельным топливом, содержащим более 15 ppm серы. НЕ является обратно совместимыми с предыдущими спецификациями API CK-4, CJ-4, CI-4 Plus, CI-4, и CH-4 из-за более низкой вязкости HTHS.

Классификация моторных масел по ILSAC

Для ужесточения требований к маслам класса API для бензиновых двигателей Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей (AAMA) создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee).

-4

Для соответствия стандарту ILSAC моторное масло должно обладать:

  • пониженной вязкостью;
  • меньшим содержанием фосфора;
  • сниженным пенообразованием;
  • улучшенной фильтрацией при низких температурах;
  • повышенной топливной экономичностью и стойкостью к сдвигу;
  • низким расходом.

Все масла, соответствующие ILSAC, являются всесезонными и энергосберегающими. И лучше всего подходят для японских автомобилей.

На сегодняшний день классификация ILSAC включает 7 классов: GF-1 и GF-2 (устаревшие), GF-3, GF-4, GF-5, а также введенные в 2020 году GF-6A и GF-6B. Чем выше цифра, тем современнее класс.

ILSAC GF-3 — соответствует категории API SL.

ILSAC GF-4 и GF-5 — соответственно аналоги SM и SN.

ILSAC GF-6A — имеет все преимущества API SP. И распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима.

ILSAC GF-6B — имеет все преимущества API SP, но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16, 0W-12 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC.

Стандарты ACEA, API и ILSAC в линейках Havens

Масла бренда Havens соответствуют и превосходят международные стандарты.

Масла линейки Havens Safeguard SAE 5W30, 5W40 лицензированы по ACEA C2/C3 и API SP, SN PLUS, SN/CF и подходят для бензиновых и дизельных легковых автомобилей, устойчивы к перепадам температур и имеют систему снижения выбросов и очистки от загрязнений.

Масла линейки Havens Triple C SAE 0W40, 5W40 соответствуют ACEA A3/B4 и API SN PLUS, SN/CF и подходит для всесезонной эксплуатации в тяжелых условиях в атмосферных и турбированных двигателях без сажевого фильтра (DPF). А масла Havens Triple C SAE 0W20, 5W30 созданы для бензиновых атмосферных, турбированных и гибридных двигателей японских, корейских и американских автомобилей с допуском API SP, ILSAC GF-6A.

Havens Hybrid SAE 0W20 – масло для бензиновых и гибридных двигателей с допуском ACEA C5 и API SP, SN PLUS, SN/CF.

Havens Super 5000 SAE 10W40 – многофункциональное всесезонное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, используемых в условиях автобанов и городского трафика. Соответствует ACEA A3/B4 и API SL/CF.

Havens Super 9000 SAE 10W40 – масло с синтетической технологией для пассажирских бензиновых и дизельных двигателей. Лицензировано по стандартам ACEA A3/B4, API SN PLUS. Может применяться вместо масел классов SN, SN/CF, SM/CF.

-5

Купить масла Havens можно на Яндекс.Маркете, OZON, Wildberries или в точках продаж в вашем городе.