На днях посмотрела выпуск «Ходят слухи» про суррогатное материнство и решила обсудить эту интересную и многогранную проблему с вами.
Проблема действительно ОООчень сложная и неоднозначная, в комментариях под постом мы соберем наверняка серию полярный мнений. И среди них не будет правильных или неправильных. У меня есть свое «человеческое» отношение к суррматеринству, которое я выскажу в конце. И, конечно, жду и ваших комментариев на этот счет.
Что касается «врачебного» отношения к проблеме, то тут как раз все просто и однозначно: никаких оценочных суждений. Если приходит на прием пациентка, которая нуждается во вспомогательных репродуктивных технологиях с применением программы суррогатного материнства - она получит от меня исчерпывающую информацию и помощь. И если придет на прием суррмама - будет тоже самое, никаких оценок с моей стороны, только профессиональное и деликатное отношение.
Итак, что касается самого выпуска «Ходят слухи» - в целом, довольно занимательно, спикеры подобраны хорошо, особенно врач репродуктолог порадовал своей адекватностью. Но есть пара «фи». Основное «фи» касается девушки Олеси, которая, безусловно, умница, ее рассказ вызывает сочувствие и симпатию. У Олеси болезнь Крона (БК), и это причина по которой она не смогла выносить ребенка (но это неточно). Помните, я уже делала обзор выпуска того же канала «Когда детки?»? Там речь шла про девушку, которая якобы столкнулась с бесплодием по причине ревматоидного артрита. «Якобы» потому что для конкретной пациентки скорее всего можно было найти выход, а информация преподносилась как «ревматоидный артрит – непреодолимое препятствие на пути к материнству». И истории Олеси тоже самое: да, фертильность у больных с БК может быть снижена, да, беременность может осложнять течение БК (но это неточно), а БК может осложнять беременность (но это тоже неточно). А в выпуске всё преподносится так: если вы больны БК– можете даже не пытаться, дверь беременности и родов для вас закрыта навсегда. Вот посмотрит это какая-нибудь 17-летняя девчонка с болезнью Крона - и будет рыдать три дня? Нужно было либо, комментарий какой-то дать, что ситуация конкретно этой пациентки не может быть экстраполирована на других пациентов с болезнью Крона, или чтобы комментарий дал тот же репродуктолог. Справедливости ради, можно сказать, что болезнь Крона включена в список заболеваний, при которых противопоказано ЭКО. Но не любая болезнь, а БК, осложненная стенозом, свищами, нарушениями всасывания и кровотечениями. И есть вероятность, что Олесе можно было бы помочь и без применения программы суррогатного материнства. Но для таких суждений слишком мало вводных данных.
Плюс для выпуска можно было также взять более однозначный случай, потому что вообще не факт, что конкретно у Олеси привычное невынашивание связанно именно с болезнью Крона. Например, женщину без матки – идеальный кандидат для программы суррматеринства.
Теперь обратимся к юридическому аспекту.
Суррогатной мамой в России может стать женщина:
- в возрасте от 20 до 35 лет;
- при наличии минимум одного здорового ребенка;
- при удовлетворительном состоянии здоровья;
- при наличии письменного согласия с ее стороны и со стороны ее законного супруга (если таковой имеется).
При этом суррогатная мама генетически не имеет никакого отношения к плоду, не может являться донором яйцеклетки.
Быть генетическими родителями в программе могут как супружеские пары, так и одинокие женщины (что отличается от украинского подхода, озвученного в выпуске) при наличии следующих показаний:
- отсутствие матки:
- деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний - я, честно, затрудняюсь сказать, что имеется в виду, коллеги?
в) патология эндометрия (синехии, облитерация полости матки, атрофия эндометрия);
г) заболевания, включенные в перечень противопоказаний к беременности, о котором я уже упоминала;
д) неудачные повторные попытки ЭКО (3 и более) при переносе эмбриона высокого качества;
е) привычное невынашивание беременности (3 и более самопроизвольных выкидыша в анамнезе) - очевидно, непреодолимое иными способами.
Исходя из этого, ВАЖНО, что в программе суррогатного материнства могут участвовать только те, у кого есть к этому показания. Разговоры в стиле «не хочу фигуру портить» по идее не принимаются. И плюс, исходя из этого, мы понимаем, что гомосексуальная пара также не может вступить в программу.
В декабре прошлого года был большой скандал, связанный с «торговлей детьми», в результате которого программы суррогатного материнства хотели объявить вне закона. К счастью, воз и ныне на этапе законопроекта, ибо сама концепция очень глупая. Программа суррогатного материнства должна существовать. Возможно, с какими-то поправками и ограничениями, но запрещать ее нельзя. Нельзя лишать пару, которая столкнулась с инфертильностью, возможности иметь своих биологических детей.
Теперь, что не так с самой идеей суррогатного материнства с точки зрения этики:
- «торговля телом». В данном случае женщина предоставляет свое тело «в аренду» на 9 месяцев другим людям за деньги. Мы все прекрасно понимаем с какой профессией прослеживается аналогия. Почему одно запрещено, а другое разрешено? Я понимаю, что это жёсткая постановка вопроса, но это не мое мнение, а конкретная проблематика.
- классовое превосходство. Да, в РФ нельзя воспользоваться программой при отсутствии показаний. Но мы прекрасно знаем, минимум из истории, которую я обозревала в посте «А как же «Не навреди»?», что если у тебя есть деньги, то всем нельзя, но тебе немножко можно. Плюс мы обращаемся к самому выпуску «Ходят слухи», где также рассказывается история Кристины. Кристина и ее муж решили, что их ДНК заслуживает того, чтобы ее размножить аж на 14 детей, 12 из которых было рождено с помощью программы сурр (видимо, в Грузии так можно было). Только вдумайтесь в данную проблематику: богатый человек может воспользоваться своими ресурсами и по своей прихоти сделать бедного буквально инкубатором. Это просто пуф. Это второе «фи» к создателям «Ходят слухи», потому что этой проблеме не было уделено ни слова: просто проигнорировали слона в комнате.
И вот об это, собственно, и ломаются копья по поводу суррматеринства: мы все понимаем необходимость этой программы, но и как обойти «но» никто еще не придумал.
Какого мое личное отношение? Попробую себя поставить на место обеих сторон.
Если бы у меня не было возможности иметь биологического ребенка, я бы не раздумывая вступила в программу. В этом нет ничего постыдного, никаких накладных животов я не носила бы, никакого вранья близким и знакомым.
Стала бы я сама суррмамой? Не исключаю. Но только не на условиях оплаты. Вот эта мысль мне лично решительно претит. Стать суррмамой безвозмездно для семьи, например, моего брата, если это потребуется – да. Брать за это деньги – тотали анэксептабл. Но я никого не могу осуждать: сытый голодного не поймет. А я никогда не находилась в состоянии нужды и невозможности заработать на реализацию своих потребностей.
А что думаете вы? Поставьте себя на место этих женщин, готовы стать суррмамой? Были бы готовы заплатить за материнство или лучше начать опустошать детдома?