Тонкая грань между реализмом и натурализмом

259 прочитали

Термины «реализм» и «натурализм» очень близки друг другу. Оба этих направления в живописи были тенденцией середины 19 века, ответом академизму и романтизму, и в определенной степени они актуальны до сих пор. Но несмотря на родственность понятий есть нюансы, которые их отличают. О них и поговорим.

Гюстав Курбе. «Дробильщики камня». 1849
Гюстав Курбе. «Дробильщики камня». 1849

Реализм

Одно из самых распространенных определений Реализма: это направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Четко обозначить рамки и критерии реализма довольно сложно, так как любая рубрикация довольно условна. Но можно руководствоваться этими тезисами:

  • Реализм — про повседневность. И чаще всего, про повседневность простых людей, рабочего класса, в противовес предшествующей концентрации внимании на аристократии.
  • Реализм — про мимесис, то есть подражание природе, точное копирование. В противовес идеализации и приукрашиванию в академическом искусстве.
  • Реализм — про отражение действительности. Но тут встает вопрос, что такое действительность? Является ли правдой то, как ее видит художник? Этот вопрос исчезает, если мы говорим о натурализме, но об этом позже.
  • Реализм — про обобщение. Он отображает реальность, но в усредненном формате. Если мы видим страдающего крестьянина, то художник говорит о страданиях всего класса общества.

В целом, как я уже упоминала, сложно вывести «чистый реализм». Он будет по-разному выражаться у разных художников и в разные эпохи.

Жан-Франсуа Милле. «Человек с мотыгой». 1860-1862
Жан-Франсуа Милле. «Человек с мотыгой». 1860-1862

Натурализм

Натурализм — направление в искусстве, призванное отображать действительность реалистично и естественно. На первый взгляд различия не очевидны. Но они есть.

Попробуем вывести общие тезисы для натурализма, как сделали это выше для реализма:

  • Натурализм — про абсолютную точность, фотографическую, анатомическую, биологическую и т.п. В деталях и подробностях.
  • Натурализм — про беспристрастность. Исключительно копирование реальности, без ее анализа и оценивания.
  • Натурализм — не про красоту. В эстетики натурализма нет разницы между красивым и уродливым. Всё что естественно, то не безобразно.
Уинслоу Хомер. «Норковый пруд». 1891
Уинслоу Хомер. «Норковый пруд». 1891

Так в чем же разница?

Думаю, некоторые выводы по вышесказанному вы уже можете сделать. Но я все же проговорю некоторые моменты, постараюсь для наглядности противопоставить реализм и натурализм там, где это уместно.

И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1873
И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1873

Реализм стремится представлять реальную жизнь. Натурализм продолжает реализм в желании как можно точно изобразить действительность, но подходит к этому более научно, «клинически», если можно так выразиться, добавляет физиологический аспект.

Если реалист изобразит ужасы войны — там будет грязь, трупы и горе. Но у натуралиста грязь будет не только на поле битвы, но и под ногтями бойца. А трупы будут не просто мертвенно бледными, но с анатомически точно вывалившимися кишками и раздробленными черепами.

Реализм частенько прибегает к обобщениями и отражает интересы определенного социального класса. Натурализм же не стремится ни к какому социальному или политическому лозунгу и изображает именно то, что изображает, без отсылок, метафор и усреднений. Если реализм хочет донести какую-то мысль, то натурализм — просто фиксация, «репортажная съемка».

Гюстав Курбе. «Женщина с белыми чулками». 1861.
Гюстав Курбе. «Женщина с белыми чулками». 1861.

Натурализм не ищет новых стилистических, колористических, композиционных решений или приемов — это тотальное копирование, почти фотография. В то время как реализм может быть очень разнообразным, цвета и композиция во много зависят от мировосприятия художника.

Натурализм — один, а реализмов — много. Натурализм основан на точном визуальном копировании реальности, а реализм — на субъективном понимании этой же реальности. И в этом смысле реализм всегда будет разным, в зависимости от того, как видит реальность художник.

Пожалуй, можно сказать, что реализм — больше про смыслы, а натурализм — про форму. Натурализм — это беспристрастный всевидящий взгляд, пристальный и точный. Он изображает то, что есть, не пряча в картине скрытых подтекстов и интерпретаций. Реализм же можно прочитывать по-разному. Выражаясь особенно художественно, скажу так: реализм — про правду человеческой души, а не про правду белковых соединений.

Л. Лермит. «Выдача жалованья жнецам». 1882
Л. Лермит. «Выдача жалованья жнецам». 1882

P.S.: Все противопоставления я приводила исключительно для наглядности. Реализм и натурализм не противостоящие друг другу тенденции. Скорее, натурализм — это про то, КАК изобразить (метод), а реализм про то, КОГО или ЧТО изобразить (сюжет). Как видите, они отвечают на разные вопросы, поэтому вполне могут сочетаться на одном полотне.