179. Домашняя Литургия Особенности ее совершения

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Теперь пришла пора поговорить о том, как совершать литургию в домашних условиях.

На вопрос «можно ли»? Ответим так: первоначально Литургия только в таких условиях и совершалась, т.к. еще не было специально созданных для этого зданий. Но и когда храмы появились, практика домашнего литургисания по тем или иным причинам продолжилась. Например, св. Григорий Богослов рассказывает, как его отец, будучи не в состоянии ходить в храм по болезни, проводил литургию на дому, в присутствии народа.[1]

И в наше время такая возможность сохраняется. И даже в постановлении одного из поместных соборов Русской Церкви прямо сказано, что «община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального архиерея может совершать для нее Божественные службы, не исключая и Литургии, в частном доме или ином приличествующем помещении».

Руководствуясь этим положением у нас в советское время литургию часто совершали не только в домах, но и, как говорится, в чистом поле. Я помню, как в 90-е годы служили литургии в клубах, спортзалах и гостиничных номерах. Однако, я так же помню, насколько странно и неудобно было совершать литургию обычным чином в необычных для нее условиях. Помню, как священники при помощи стульев и столов пытались воссоздать храмовую обстановку, а затем ходили вокруг них, имитируя вход или выход из алтаря.

Такое поведение демонстрировало как нехвататку опыта внехрамого богослужения, так и непонимание разницы между храмовым и домашним служениями. Ведь если общественное богослужение понуждает к различным передвижениям, переходам и переносам, то в условиях келейного отправления во всем этом нет необходимости, а порой и возможности.

Кстати говоря, в домашних условиях для совершения литургии с народом лучше собраться вокруг стола по типу того, как это делается при соборном служении духовенством, а не стоять всем перед ним. Последний вариант выработался скорее из-за множества присутствующих, которых трудно размещать вокруг престола.

Само же последование Евхаристии возникло не из храмового или синагогального богослужений, а из последования ритуальной (пасхальной) трапезы. Примечательно, что на любых трапезах религиозного характера присуще благословение явств, представляющее собой своего рода священнодействие, исполняемым одним лицом (главою дома или предстоятелем общины) от имени всех участников трапезы и с их согласия. При этом власть священнодействия вытекает из предстоятельствования. В силу этого Спаситель и благословил свою последнюю трапезу. И с тех пор на каждой евхаристической трапезе Он сохраняет этот статус. Соответственно и литургия, а точнее евхаристия, сохраняет и некоторые детали, восходящие к иудейским трапезам - умовение рук, возжение свечей и даже некоторые формулировки.

Когда после Пятидесятницы апостолы стали собираться на Евхаристическое собрание, включавшее в себе трапезу по типу Тайной вечери, то они, «благодаря Господа» преломляли хлеб и благословляли чашу теми же словами, которые были сказаны Христом. Когда Евхаристия стала совершаться отдельно от трапезы (точнее, когда Евхаристия стала трапезой, включающей в себя только преломление хлеба и чашу благословения), то порядок совершения Евхаристии несколько отдалился от порядка совершения иудейских трапез, а также претерпели изменения и молитвы, произносимые над хлебом и чашей, хотя основа последования осталась прежней.

Прижизненное содружество Христа обратилось через Духа Святаго в Церковь, как содружество народа Божьего во Христе. И как предстоятель содружества был предстоятелем трапез, так и предстоятель Церкви стал предстоятелем Евхаристического собрания. По этой причине Евхаристия совершается одним и только одним предстоятелем, а точнее тем, кто выступает символом, образом Христа на Тайной вечери. По этой причине в первые века предстоятель Евхаристического собрания носил наименование епископа и был согласно свидетельству св. Игнатия Богоносца, единственным совершителем Таинства. И даже еще больше: без него не могло быть Евхаристии. Он мог передать совершение Евхаристии другому лицу, по всей вероятности, пресвитеру, но эта передача совершалась в исключительных случаях – в отсутствие епископа или во время его болезни. В иных случаях трудно себе представить, чтобы епископ мог бы передать, хотя бы временно, пресвитеру свое служение, на которое он поставлен Богом с целью приносить дары святой Церкви в качестве первосвященника.[2]

В контексте этого остается непонятной практика соборного сослужения духовенства при совершении Евхаристии. Показательно, что и литургическая практика не определяет, в чем и как должно выражаться активное участие пресвитеров в таком случае. И даже когда в роли предстоятеля выступает епископ остается неопределенным, что именно он может или должен поручать сослужащим ему священникам. Современная же практика соборного сослужения предлагающая вычитывать все, что прочитывает предстоятель совершающий Евхаристию, является как минимум странной, в виду того, что предстоятель совершает все от имени всех участников как и Христос совершал «благодарение» Сам без апостольского соучастия. В связи с этим абсурдным выглядит предположение, что предстоятель (символизирующий Христа) может передавать «сослужащему» ему пресвитеру произнесение установительных слов. А если он не может ему их передать, то почему тот может произносить их про себя? Таким образом, современная практика «сослужения» оказывается литургически необоснованной и поддерживается, согласно объяснению блаж. Симеона Солунского, лишь ради так называемого символизма (изображающего Господа с учениками), да пресловутой торжественности (при которой упор делается на внешнюю помпезность).[3]

Итак, что в домашних, что в храмовых условиях, должен быть тот, кто председательствует, а точнее предстоятельствует евхаристическому собранию. Основным атрибутом такого собрания является стол, за которым (в смысле, вокруг которого) собираются участники.

С чего следует начинать такое собрание?

В греческом языке собрание богослужебного характера называется синаксисом. Данный термин с ранних времен стал обозначать неевхаристическую службу с чтениями и молитвами в соответствии с тем, что предписывает ап. Павел в послании к Коринфянам (1Кор. 14;26). И уже со времен апостольских синаксис ассоциировался с пением псалмов, чтением Священного Писания, взаимным назиданием и общей молитвой.

При этом структура домашнего синаксиса довольна проста. После взаимного пожелания мира и предварительного вступительного слова, изъясняющего повод и цель собрания, все садятся для слушания чтения отрывков из Ветхого Завета, Апостольских посланий и Евангелия, с обязательным разъяснением прочитанного в перемежку с пением псалмов, взятых, например, из известных нам антифонов праздничных или вседневных.

Нужды петь данные антифоны перед чтением нет в том случае, если проскомидия будет совершаться в виду всех за тем же столом, за которым все и собрались.

По окончании огласительной части те, кто не может по каким-либо причинам участвовать в евхаристическом собрании уходят, выслушав о себе соответствующую молитву. С остальными же совершается молитва о мире, о церкви, о собравшихся и т.д., по аналогу мирной ектении, которая оканчивается преподанием мира и братско-сестренским обниманием и целованием (2Кор. 13;12).

В наше время поцелуй мира совершается после проскомидии непосредственно перед анафорой, но первоначально им заканчивался синаксис, причем, вне зависимости от того, будет ли или не будет совершаться евхаристия. В принципе проскомидию можно совершить как до, так и после обряда целования в виду известного всем библейского принипа: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что ближний твой имеет что-нибудь против тебя, то оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с ним, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5;23-24).

Если Дары еще не приготовлены, то после целования мира самое время их начать готовить с соответствующими молитвами на том же столе, за которым все сидели. Если же Дары приготовлены заранее и их не нужно никуда переносить, то еще одним важным предевхаристическим компонентом является исповедание Символа веры, которое может совершаться либо кем-либо одним от лица всех, либо всеми и от лица всех.

После чего можно начинать анафору в том порядке, как она излагается и в нынешнем Служебнике, правда без привычного всем нам сопутствующего ей пения в виду того, что все ее молитвы совершаются вслух в диалоге с народом.

Что касается ходатайственных молитв, то они совершаются в соответствии с возникающими потребностями той или иной домашней церкви. А в виду того, что в такой церкви народу предполагается немного, причащение лучше совершать по образу причащения священнослужителей, т.е. раздельно под двумя видами, что более соответствует изначальному идеалу.

Окончание домашней литургии опять же можно взять из Служебника, но с коррекцией того, что нет переноса св. Даров на жертвенник, зато есть возможность или даже необходимость соединить трапезу духовную с трапезой плотской.

Слушайте и скачивайте наш подкаст вот тут

[1] Orat. 1. Grancolas les anciennes liturgies 1697 S. 158.

[2] Ипполит Римский. «Апостольское Предание», III.

[3] «Священнодействовать архиерею одному (без священника или диакона), ничто не препятствует... Ради же благочиния и торжественности и чести первосвященства подобает иметь (сему при священнослужении) многих пресвитеров и диаконов. И это делается для того, дабы он в особенности изобразил Господа с учениками. Если же клириков недостаточно, то хотя один пресвитер и один диакон да будет при нем, и особенно должно присутствовать пресвитерам и диаконам при рукоположениях, так как - и рукопологаемый от них приводится, и целование (ему) бывает с равными по сану, и да исполнится требуемое порядком» (Migne, Patrol. Graec., t. CLV, col. 885-888).