Найти тему

ПЯТЬ ЛУЧШИХ ПЕСЕН ИЗ РОССИЙСКОГО КИНО

Оглавление

Музыка из советского кино - это отдельный вид искусства, и мало кто будет с этим спорить. Подборки советской киномузыки пользуются большой популярностью среди любителей разумного, доброго и вечного до сих пор.
А что же до кино новой России? Сложно спорить с тем, что запоминающихся музыкальных тем в постсоветском кино несравненно меньше. Однако это не значит, что их нет вовсе. И сегодня мне бы хотелось рассказать вам о пяти песнях, написанных для отечественных фильмов, вышедших после развала Союза.

Игорь Наджиев - "Наша честь" (1992 г.)

Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов в фильме "Мушкетёры двадцать лет спустя" (1992 г., реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов в фильме "Мушкетёры двадцать лет спустя" (1992 г., реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич)

Продолжения классических музыкальных "Мушкетёров" от Георгия Юнгвальда-Хилькевича, вышедшие после 1991-го года - тема для нашего кинематографа больная. Относятся к ним очень по-разному. Большинство - ни то из синдрома утёнка, ни то из каких-то других соображений - плюётся от сиквелов, но мы с Иваном Абрамовым иного мнения. "Мушкетёры двадцать лет спустя", снятые по роману Александра Дюма-отца (как не трудно догадаться, "Двадцать лет спустя"), вышли в 1992-м году, и их музыкальное оформление значительно отличалось от оригинала. Если "Д'Артаньян и три мушкетёра" был лёгким мюзиклом, где герои пели прямо в кадре, то сиквел показал себя более серьёзным... хоть и не везде.
Музыку для "Двадцать лет спустя", как и для оригинальной картины, создавал
Максим Дунаевский, хотя изначально в качестве создателя саундтрека к фильму был подцеплен Александр Градский. Дальше цитата Юнгвальд-Хилькевича:

В качестве гонорара Градский получил восемьдесят тысяч. По тем временам сумму огромную. За всю музыку к обоим фильмам — „Мушкетёры двадцать лет спустя“ и „Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя“. Но он не дал ни одной ноты. И администрация картины потребовала от него вернуть деньги. Но не тут-то было. Ни музыки, ни денег. А весь сыр-бор разгорелся из-за того, что я хотел, чтобы рефреном „Пора-пора-порадуемся…“ звучало. Градскому не понравилось, что помимо его собственных песен, в картине будет звучать песня другого композитора. И тогда я в последний момент снова обратился к Максиму Дунаевскому. Хотя понимал, что Макс такую же музыку, как к „Трём мушкетёрам“, сделать уже не сможет. Макс написал хорошие песни и почти бесплатно: в качестве гонорара дирекция фильма вручила ему „Москвич-2141“. Очень жаль, но музыка к „Двадцать лет спустя“ всё же событием не стала...

Событием, конечно, не стала, но музыка и вправду вышла отличная. Песни, исполнявшиеся за кадром редкой харизматичности вокалистом Игорем Наджиевым, похожи на тематические зонги брехтовского театра, задают настроение и отлично слушаются даже в отрыве от кино.
Из всех чудесных песен я всё-таки выбрал центральную тему картины, песню
"Наша честь". Песня эта очень атмосферная, философская и глубокая. И за это спасибо автору текста, прославленному поэту Леониду Дербенёву.

Мне всегда казалось, что Дунаевского на музыку к этой песне вдохновила песня Александра Серова "Как быть" с музыкой Игоря Крутого. Однако, собственно, художественных достоинств "мушкетёрской" композиции это не умаляет...

Теона Контридзе - "Без тебя" (2000 г.)

Александр Цекало, Олеся Железняк и Юрий Стоянов в фильме "Ландыш серебристый" (2000 г., реж. Тигран Кеосаян)
Александр Цекало, Олеся Железняк и Юрий Стоянов в фильме "Ландыш серебристый" (2000 г., реж. Тигран Кеосаян)

Начало нулевых стало временем своеобразного возрождения массового отечественного кино, когда на смену тяжёлому артхаусу и странным околосоветским поделкам из 90-х пришли вполне удобоваримые, зрительские картины, которые и сейчас составляют добрую часть т.н. золотого фонда отечественного кино, а также - добрую часть праздничной телепрограммы подавляющего большинства российских каналов. В числе этих картин - мелодрама Тиграна Кеосаяна "Ландыш серебристый", фильм тонкий, лиричный, местами забавный, местами грустный, в общем, то, что надо для хорошего фильма на вечер. По сюжету девушка из провинции, прицепившись к двум московским продюсерам, приезжает в столицу и начинает активно её покорять. Уже скоро простая Зоя из провинциальных Локотков превращается в поп-звезду, одним из хитов которой является приятный уху блюз Сергея Терехова "Без тебя".

Исполнила песню джазовая вокалистка Теона Контридзе, в разное время участвовавшая в мюзикле "Метро", выступавшая в джазовых и эстрадных коллективах разной степени забытости, а также ведшая на телеканале "Дождь" собственное кулинарное шоу. В общем, помотало.

Теона Георгиевна Контридзе (род. 23 января 1977, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — грузинская и российская джазовая певица, актриса
Теона Георгиевна Контридзе (род. 23 января 1977, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — грузинская и российская джазовая певица, актриса

Надо сказать, что выбор исполнительницы был весьма и весьма удачен. Голоса исполнительницы главной роли Олеси Железняк и госпожи Контридзе совпали почти идеально, и в какой-то момент, смотря кино, можно несколько потеряться.

"Агата Кристи" - "Пуля" (2001 г.)

Екатерина Горина (слева) и Оксана Акиньшина в фильме "Сёстры" (2001 г., реж. Сергей Бодров-младший)
Екатерина Горина (слева) и Оксана Акиньшина в фильме "Сёстры" (2001 г., реж. Сергей Бодров-младший)

Единственный законченный фильм Сергея Бодрова-младшего "Сёстры" всегда мне нравился несколько больше пресловутого "Брата", с которого некогда стартовала актёрская карьера уважаемого исполнителя. Фильм этот более эмоциональный и живой, а песни групп "Кино" и "Агата Кристи" только добавляли истории атмосферы.
Основатели и лидеры "Агаты..." братья
Вадим и Глеб Самойловы на рубеже миллениума свели знакомство с режиссёром Алексеем Балабановым. Они предоставили для фильма "Брат-2" свою новую (на тот момент) песню "Секрет" (с достославным припевом "Любишь или нет?"), а старший Вадим - ещё и сольную песню "Никогда". Балабанов же посоветовал Бодрову-младшему присмотреться к творчество братско-музыкального тандема. Так в саундтреке "Сестёр" оказалась внушительная часть материала с альбома "Майн Кайф?", а также - написанная специально для этого фильма "Пуля". Версия с вокалом в фильм так и не вошла - ограничились инструменталом. Зато увидел свет клип, снятый на локациях фильма и включавший фрагменты из картины. Там уже все услышали полную версию "Пули" с замогильным вокалом младшего Самойлова.

Братья Вадим (
Братья Вадим (

Песню, конечно, нельзя назвать лучшим творением группы "Агата Кристи", но она идеально ложится на видеоряд фильма, т.е. выступает как самый настоящий саундтрек, дополняющий повествование.

Кристина Орбакайте - "Ах, эти тучи в голубом" (2004 г.)

Актёрский состав сериала "Московская сага" (2004 г., реж. Дмитрий Барщевский) на официальном постере
Актёрский состав сериала "Московская сага" (2004 г., реж. Дмитрий Барщевский) на официальном постере

Сериалу "Московская сага", поставленному по одноимённому роману Василия Аксёнова не удалось стать значимым явлением в постсоветской культуре, несмотря на популярность романа и звёздность актёрского состава. Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Балуев, Ольга Будина, Сергей Безруков - это далеко не полный состав звёзд отечественного экрана, лицедействовавших в "Московской саге". Но увы. увы - сериал остался в своём уютном 2004-м.
Но вот песня, сочинённая для фильма, зажила своей собственной жизнью - и вполне заслуженно! Ведь вальс
Александра Журбина на стихи Петра Синявского "Ах, эти тучи в голубом...", исполненный в фильме Кристиной Орбакайте - безусловный шедевр. И не только композиции, но и стилизации! Музыка и лирика песни столь умело замаскирована под популярные советские песни 1940-х годов, что многие зрители и слушатели приняли её за аутентичный материал.

Так, песня, исполняемая женщиной, исполняется от мужского лица, что в военные годы было распространённой практикой (вспомните хотя бы "Синий платочек" Клавдии Шульженко). Появлялись даже версии, что и партитуру, послужившую основой для вальса, Журбин отыскал где-то в архивах. С этой версией, правда, не бьётся тот факт, что Журбин писал музыку для сериала, живя в США. Появляются также версии о том, что первый вариант текста писался самим автором книги, Василием Аксёновым, но и этому никаких доказательств нет... да это всё и не важно! Вы только послушайте!

Алла Пугачёва, Кристина Орбакайте - "Опять метель" (2008 г.)

Константин Хабенский и Елизавета Боярская в фильме "Ирония судьбы. Продолжение" (2007 г., реж. Тимур Бекмамбетов)
Константин Хабенский и Елизавета Боярская в фильме "Ирония судьбы. Продолжение" (2007 г., реж. Тимур Бекмамбетов)

И под конец - ещё немного о продолжениях советской классики. Не менее противоречивым, чем сиквел "Мушкетёров", получился сиквел новогодней драмеди Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С Лёгким Паром". Вторую "Иронию..." многие громили и называли дурацким, вторичным и попросту пустым продуктом. Тем не менее, "Иронии судьбы. Продолжению" удалось на какой-то момент стать самым кассовым фильмом отечественного кинопроката (при бюджете в 5 миллионов долларов картина собрала порядка 56 миллионов). Я отношусь к этому фильму без ненависти и если наткнусь на него вечером 1- го января, что называется, не переключу. Но речь не о самом фильме, а о песне, завершавшей его и прославившей его едва ли не больше всех пиар-компаний страны. Речь о композиции "Опять метель", исполненной уже упоминавшейся сегодня Кристиной Орбакайте на пару со своей матерью, Аллой Пугачёвой.
Песню написали композитор
Константин Меладзе и поэтесса Джахан Поллыева. Помимо авторства текстов ко множеству песен российской эстрады, Джахан Поллыева известна как вокалистка и писательница, а кроме того - как руководитель аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, помощник президента Российской Федерации и ещё по ряду государственных должностей. Поллыева долгое время трудилась и спичрайтером, то есть писала речи российским политикам, в том числе и президентам...

Обязательно напишите о своих любимых композициях из отечественного кино в комментариях! Будет интересно обсудить наши вкусы, поспорить о них... о чём же ещё в этом мире спорить, как не о вкусах!

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#кино #кинематограф #классика #девяностые #нулевые #российскоекино #