По мнению американских военных, тропа Хо Ши Мина входит в число великих достижений военной техники ХХ-го века. И это действительно высокая оценка. Тропы охватывали большую часть территории между столицей Северного Вьетнама и дельтой Меконга, а это, на минуточку, 1500 километров. На пике боевых действий в Юго-Восточной Азии она обеспечивала безопасный проезд сотням тысяч солдат регулярных войск и вьетконга.
В течении более 10 лет по ней было перевезено огромное количество материальных средств, топлива и боеприпасов. Неудивительно, что американские военные были одержимы перекрытием тропы Хо Ши Мина. Ну и северовьетнамцы в её сохранении. Фактически борьба за контроль над жизненно важной артерией стала важным фронтом в затянувшейся войне и привела к тому, что конфликт распространился на Лаос и Камбоджу.
Паутина.
Тропа Хо Ши Мина представляла собой не единственную дорогу, а скорее обширную сеть пересекающихся тропинок и дорог общей протяженностью около 16 000 км. Она проходила с севера вдоль демилитаризованной зоны, через густые и труднопроходимые леса нейтральных Лаоса и Камбоджи параллельно вьетнамской границе. От главной магистрали в разных точках ответвлялась серия выездных дорог, ведущих в Южный Вьетнам. Именно через эти пути припасы и попадали на территорию, контролируемую Сайгоном.
Вьетнамцы называли тропу по-другому.
Именно американские войска дали такое название маршруту. Сами северовьетнамцы называли её Чыонг Чыонг Сон или Дорога Чыонг Сон, в честь горного региона, через который она проходила.
Её создание началось еще в 1950-е годы.
Строительство сети маршрутов, которые в будущем станут тропой Хо Ши Мина, началось в 1959 году, в самый разгар Второй Индокитайской войны. Ханой направил 400 инженеров и рабочих для прокладки дороги через джунгли на юг. Почти сразу же партизаны стали использовать ей для проникновения в Южный Вьетнам. По оценкам американской разведки, к 1961 году более 5000 повстанцев ежегодно добирались по этому маршруту в Южный Вьетнам.
От тропы до асфальтированной дороги.
В течение следующих 16 лет работы на тропе Хо Ши Мина не прекращались. На протяжении всех 1960-х годов тысячи инженеров трудились в тяжелых условиях, расширяя и улучшая пути. В джунглях были проложены альтернативные и фиктивные маршруты, чтобы сбить с толку вражескую разведку. Чтобы тропы не заболачивались во время летнего сезона муссонов, на ключевых участках использовались гравий и даже тротуарная плитка. В начале войны партизанам могло потребоваться до шести месяцев, чтобы пройти пешком тропу с севера на юг. Однако в течение нескольких лет это время сократилось до нескольких недель или даже дней. И все благодаря инновационной и сложной системе регулировки.
Триумф логистики.
По мере продолжения работ на тропе армия из 40 000 рабочих регулярно возводила склады снабжения, войсковые казармы, туннельные комплексы, бункеры, больницы и логистические командные пункты. И все это было скрыто плотным и непроницаемым пологом тропической растительности. Солдаты и транспортные средства могли путешествовать по всей сети, даже не выходя из-под прикрытия джунглей. Целые батальоны северовьетнамской пехоты были направлены для защиты маршрутов с флангов, а ключевые районы охранялись ПВО.
Супер трасса.
В 1964 году по тропе Хо Ши Мина на вражескую территорию проникло до 12 000 солдат и партизан. По проходам в джунглях поступало до 30 тонн припасов в день. В 1966 году от 60 000 до 90 000 бойцов прошли по ней маршем на юг. В преддверии Тетского наступления 1968 года тропа позволила разместить около 200 000 военнослужащих и 81 000 тонн боеприпасов в ключевых точках Южного Вьетнама. К концу войны по ней было перевезено более миллиона тонн грузов.
Попытки уничтожить тропу.
Американские войска неустанно работали, чтобы разрушить тропу Хо Ши Мина. Начиная с 1964 года военные самолеты США круглосуточно атаковали маршруты, используя все: от штурмовиков Скайрейдер до бомбардировщиков Б-52. В 1965 году было совершено около 1000 боевых вылетов на ключевые точки маршрута в Северном Вьетнаме, Камбодже и Лаосе. К концу 1968 года это число увеличилось до более чем 500 ударов в день. В разгар бомбардировок перевозки по тропе осуществлялись в основном под покровом ночи и в плохие погодные условия. Попытки перерезать линию с использованием наземных войск имели ограниченный успех.
Американская изобретательность?
Поскольку ни бомбардировки, ни наземные операции не помогали, Пентагон начал изучать другие методы уничтожения тропы. В 1968 году военная разведка США сбросила с воздуха 20 000 датчиков на батарейках по всей длине маршрута. Небольшие устройства могли улавливать звуки и вибрации любого движения, будь то человек или автомобиль.
"Мы подключили тропу Хо Ши Мина как автомат для игры в пинбол и включали его каждую ночь.", - сказал один сотрудник американской разведки. Сигналы от устройств передавались самолетам-разведчикам, которые затем могли наносить воздушные удары по скоплениям войск. Но и тут успеха не было. Программа стоимостью 1 миллиард долларов, известная как Project Igloo White, посчитали пустой тратой времени, денег и ресурсов.
В том же году ВВС США предприняли амбициозную попытку буквально смыть тропу с помощью ливня. В период с 1968 по 1972 год транспортные самолеты C-130 распыляли над Юго-Восточной Азией йодистое серебро и йодистый свинец, чтобы вызвать проливные дожди. Проект под кодовым названием Popeye, действительно привел к увеличению количества осадков, но на движение по тропе это не повлияло.
Наконец, в 1967 году был запущен проект - Commando Lava. Реально диковинный план, в рамках которого после дождя на тропинки сбросили 120 тонн мыла. После соприкосновения с влажной землей состав пенился, образуя непроходимое болото из слизи. План был отложен после того, как низколетящие транспортные средства, использовавшиеся для доставки смеси, стали жертвой наземного огня.
Последний караван.
К тому времени, когда американские боевые части выводились из Юго-Восточной Азии, Тропа Хо Ши Мина превратилась в полностью асфальтированное четырехполосное шоссе, которое заканчивалось к северо-западу от Сайгона. К 1969 году северовьетнамцы даже установили систему пластиковых трубопроводов, по которым в подразделения армии и вьетконга перекачивалось топливо. Сеть снабжения использовалась вплоть до конца войны. На самом деле многие войска и транспортные средства, которые окружили и в конце концов захватили столицу Южного Вьетнама, пришли туда по тропе.
После войны вдоль знаменитого маршрута снабжения была построена двухполосная автомагистраль. Вьетнамское правительство планирует расширить ее до восьмиполосной магистрали. Спустя сорок лет после окончания войны остатки первоначальной тропы Хо Ши Мина все еще остаются нетронутыми. Они стали популярным местом для пеших прогулок и внедорожных байкеров.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!