Найти тему
Родина на Неве

Царский вокзал обещают воссоздать. Через фонд

Заброшенный императорский вокзал в Царском Селе намерен восстановить специально созданный фонд. Впрочем, деньги на это дело пойдут в основном бюджетные. Что будет после реставрации на объекте?

Сданное в аренду на 49 лет это историческое здание так и не превратилось 
в торговый центр или ресторан "а ля рюс"
Сданное в аренду на 49 лет это историческое здание так и не превратилось в торговый центр или ресторан "а ля рюс"

Как сообщает пресс-служба Смольного, на днях с участием губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова состоялось заседание попечительского совета некоего фонда «Царскосельский вокзал». Собрание происходило непосредственно на объекте — императорском вокзале в городе Пушкине. Для проведения мероприятия здание, заброшенное примерно 40 лет, естественно, подчистили, расставили столы, стулья, микрофоны, экраны etc.

Среди участников заседания, помимо Беглова, в информационном сообщении упоминаются депутаты Государственной думы РФ Владимир Ресин (в «царствование» Юрия Лужкова руководил строительным комплексом Москвы) и Леонид Слуцкий (председатель комитета Госдумы по международным делам, глава фракции ЛДПР в нижней палате парламента и преемник Владимира Жириновского на посту председателя этой партии). Оба, честно говоря, как-то не ассоциируются с реставрацией памятников истории и культуры.

Царский вокзал на дореволюционной открытке
Царский вокзал на дореволюционной открытке
«Мы создали фонд, чтобы восстановить Царский вокзал — единственный императорский вокзал в России. Сейчас разрабатывается концепция использования здания после реставрации. Финансирование будет осуществляться за счёт городского и федерального бюджета, а также на деньги жертвователей», — заявил Беглов.

Ресин отметил, что здание, несмотря на десятилетия заброшенности, «находится в гораздо лучшем состоянии, чем был до реставрации кронштадтский Морской собор», и «выразил уверенность в успехе восстановительных работ».

Слуцкий подчеркнул, что «императорский вокзал в Царском Селе будет полностью восстановлен в первозданном виде, включая здание, перрон и уникальные росписи, которые уже частично раскрыты реставраторами».

Одно из помещений вокзала с фрагментами росписи потолка
Одно из помещений вокзала с фрагментами росписи потолка

Несколько замечаний по поводу этих заявлений.

Во-первых, упомянутый фонд, кроме этого пресс-релиза и созданных на его основе информационных сообщений СМИ, больше нигде не упоминается. То есть юридически такой организации, судя по всему, ещё не существует.

Во-вторых, Морской собор в Кронштадте упомянут не случайно, поскольку его реставрация тоже осуществлялась под эгидой специально созданного благотворительного фонда. В середине мая 2009 года состоялось заседание общественно-попечительского совета кронштадтского Морского собора под председательством патриарха Кирилла. В нем приняли участие Александр Беглов (в то время заместитель руководителя администрации президента РФ, он и возглавил этот фонд), Светлана Медведева (супруга тогдашнего президента России), Валентина Матвиенко и Юрий Лужков (на тот момент, соответственно, губернатор Санкт-Петербурга и мэр Москвы).

В-третьих, по такой же схеме (создание благотворительного фонда) воссоздавался Константиновский дворец и сооружался Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне, о чём Беглов тоже напомнил на нынешнем заседании в Царском Селе («в Петербурге накоплен большой опыт возрождения масштабных, сложных памятников»).

В-четвёртых, как-то не отмечено участие в возрождении здания Царского вокзала ОАО «Российские железные дороги», что выглядит несколько странно. Правда, в информационном сообщении пресс-службы Смольного об участии губернатора Александра Беглова в V Конференции транспортно-логистического блока ОАО «РЖД» этот проект упомянут в числе других, по которым сотрудничают город и компания. Впрочем, на сайте РЖД даже упоминания императорского вокзала в Царском Селе обнаружить не удалось.

В-пятых, непонятно дальнейшее предназначение объекта, на воссоздание которого хотят потратить не только бюджетные деньги, но и собрать некие средства неких благотворителей. Сообщается, что «сейчас проводится комплексное исследование здания, следующие этапы — проектирование и реставрация».

КстатиВ 2009 году Фонд имущества Санкт-Петербурга продал право долгосрочной аренды здания Царского вокзала на аукционе ООО «Сансара», которое получило здание в аренду за 371 тысячу рублей в год на срок в 49 лет. Предполагалось, что после ремонта в здесь появится торговый комплекс или ресторан. Но эти работы так и не начались.
Один из залов Императорского павильона (рисунок начала ХХ века)
Один из залов Императорского павильона (рисунок начала ХХ века)

«Реставрация Царского вокзала станет одним из этапов комплексного развития территории, включающей Фёдоровский городок, Фермский парк и другие объекты, а также воссоздание исторической железной дороги в её первозданном виде», — говорится в пресс-релизе Смольного.

Последнее утверждение — по поводу воссоздания исторической железной дороги — особенно интересно, потому что категорически непонятно. Но об этом чуть позже.

«В Пушкине в 2021 году… завершился первый этап возрождения Фермского парка, расположенного рядом с Царским вокзалом. Ему вернули историческую планировку, посадили более 300 деревьев и 4500 кустарников, создали комфортные места для отдыха. Благоустройство стало возможным благодаря национальному проекту “Жилье и городская среда”, утверждённому президентом России», — далее рапортует Смольный.

Теперь немного об истории объекта.

Вступивший в 1894 году на российский престол Николай II выбрал для своей основной резиденции царскосельский Александровский дворец. В 1895-м для приёма императорских поездов, прибывавших по ответвлению Варшавской железной дороги через станцию Александровскую, и был построен Царский вокзал.

В 1900 году для удобства сообщения Александровского дворца со столицей империи было принято решение строить отдельный путь, поскольку существовавшая соединительная ветка была перегружена и неудобна (в том числе и по соображениям безопасности самодержца и его семьи). Проектирование и строительство длились два года. За почти четыре миллиона рублей был построен одноколейный путь длиной в 21 версту и отдельный Царский павильон на Царскосельском (ныне Витебском) вокзале Санкт-Петербурга.

Императорский путь. Всё, что осталось
Императорский путь. Всё, что осталось

Новый императорский путь включил в себя «Собственную» и две уже существовавшие ветки: Царское Село — 18-я верста и Царское Село — Александровская, общая протяжённость составила 29,7 километра. В узле трёх этих веток и оказался деревянный Царский вокзал, построенный в 1895 году.

В 1903-м вокруг него и была создана станция Императорский павильон, включавшая само здание вокзала, 200-метровую платформу (из них 100 метров крытые), две казармы железнодорожного батальона, паровозный поворотный круг диаметром 20 метров, сторожевые и стрелочные будки. К станции с разных сторон подходили рельсы с четырьмя переводами. Конструкция пути позволяла выдерживать движение тяжёлых императорских поездов на больших скоростях.

В 1908 году был разработан проект реконструкции станции, предполагавший её значительное расширение (шоссе Александровская — Большое Кузьмино пересекалось уже семью путями, количество стрелочных переводов достигло 21). К станции были проложены две новые дороги: Липовая аллея от Александровского дворца (около километра) и шоссе (нынешний Академический проспект) вдоль позднее демонтированных железнодорожных путей в сторону центра Царского Села.

В январе 1911 года деревянный вокзал сгорел. Новое здание было сооружено в неорусском стиле по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского (1871-1931). Среди самых известных его построек — Феодоровский Государев собор в Царском Селе, храм-памятник Святого Алексия на поле Битвы народов в Лейпциге, здание Государственной ссудной казны в Москве.

В советское время академик Владимир Покровский преподавал в Институте гражданских инженеров
В советское время академик Владимир Покровский преподавал в Институте гражданских инженеров

Парадная часть нового вокзала состояла из трёх залов. В центре находился квадратный вестибюль с парадным крыльцом, к которому был пристроен пандус для подъезда кареты или автомобиля. С южной стороны здания располагался Царский зал, с северной — Свитский. Росписи помещений (частично сохранившиеся) были выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке Михаилом Ивановичем Курилко (1880-1969), который в советское время занимался оформлением театральных постановок и даже удостоился за это Сталинской премии. Интерьеры императорского вокзала недавний выпускник Академии художеств расписывал по приглашению московской мастерской «Наследники П.П. Пашкова» (также делали росписи в Феодоровском Государевом соборе и в Ратной палате Царского Села).

Императорский павильон использовался, в том числе, и для торжественных встреч глав иностранных государств, прибывавших в Россию с официальными визитами. В годы Первой мировой войны сюда приходили эшелоны, доставлявшие раненых в госпиталь, который был развёрнут в Фёдоровском городке.

Император Николай II в форме лейб-гвардии Кирасирского полка 
и саксонский король Фридрих-Август III на перроне Царского вокзала
Император Николай II в форме лейб-гвардии Кирасирского полка и саксонский король Фридрих-Август III на перроне Царского вокзала

После Октябрьской революции Императорский путь был разобран, в паровозных сараях создан Пункт ремонта паровозов, а станция в 1918 году была переименована в Павильон Урицкого. Во время Великой Отечественной войны вокзал оказался на линии фронта и сильно пострадал. Затем здание использовалось как заводское общежитие, в 1970-е расселено, а затем заброшено.

На месте Императорского пути в пределах города Пушкина — жилая застройка. В 2009- 2011 годах от станции Купчино до платформы 21-й километр по старой насыпи «царского» пути проложена узкоколейка «Малой Октябрьской (Царскосельской) железной дороги».

В октябре 2017 года комитет петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры оценил состояние Царского вокзала как неудовлетворительное и законсервировал в ожидании инвестора. При этом с 2001 года объект является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Администра