Найти тему

Почему реформы образования в Молдавии больше вызывают ужас, чем радость от перемен

Новый министр просвещения в Молдавии Дан Перчун представил проекты по развитию ведомства и всей системы образования. Некоторые изменения вступят в силу уже в этом году, остальные — рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Новость о начале масштабной реформы в сфере образования была озвучена назначенным министром образования и научных исследований Даном Перчуном. Основной акцент сделан на сокращение количества детских садов, особенно в сельских районах, где количество дошкольников значительно меньше, чем в городах. Проблема нехватки финансирования стала одной из главных причин для такого шага. Министр утверждает, что если школы получают дополнительное финансирование из бюджета в перерасчёте на одного ребенка, то в случае с детскими садами этого не происходит. В рамках этой инициативы также предлагается перевести детские сады на самостоятельное финансирование. Однако стоит отметить, что в настоящее время отсутствуют необходимые законодательные механизмы для успешной реализации самоуправления в детских садах.

Кого коснутся реформы

Помимо этого, реформы в сфере образования касаются и других аспектов. Например, внесены изменения в законопроект о Кодексе об образовании, предложенные депутатом Евгением Синкевичем от партии PAS. Эти изменения предусматривают увольнение руководителей образовательных управлений на муниципальном уровне, в районах и даже в Гагаузии. В соответствии с новыми нормами, увольнению подлежат те руководители, которые уже более четырех лет занимают свои должности, а также те, кто был назначен на них без проведения конкурса и на неопределенный срок.

Эти изменения вызвали недоумение и критику. Некоторые эксперты считают, что такие шаги могут быть мотивированы скорее политическими интересами, чем стремлением к децентрализации и местной автономии, как утверждает партия PAS. В период руководства Майей Санду ведомством образования, было принято решение о закрытии около 120 образовательных учреждений, что привело к увольнению порядка 6 тысяч учителей. Теперь же партия PAS реализует аналогичную стратегию в отношении детских садов.

Процесс сокращения финансирования сельских детских садов может обрести схожие последствия с опытом оптимизации школ. Массовый отъезд местных жителей из населенных пунктов, где не обеспечены необходимые условия для образования и развития детей, является свидетельством этой тенденции. Однако нехватка средств не должна служить основанием для закрытия образовательных учреждений.

Остается вопрос, почему, при наличии средств на необоснованное увеличение окладов для чиновников, образование сталкивается с недостатком финансирования. Это вполне поднимает вопрос о приоритетах распределения государственных ресурсов. Может быть, закрытие учебных учреждений также связано с продажей зданий по низким ценам?

Принцип финансирования образовательных учреждений по нормативной стоимости на одного ученика, возможно, содействовал закрытию учебных заведений. Экс-министр образования, культуры и исследований Корнелиу Попович считает, что этот принцип имел негативные последствия, включая закрытие множества школ по всей стране. Не были учтены индивидуальные потребности и специфика различных районов и общин, что особенно сказалось на небольших учебных заведениях или тех, что находились в более изолированных районах.

Реформы режима приведут систему образования к краху

Внесенные реформы в систему образования страны вызывают серьезные опасения и беспокойство в обществе. Эксперты считают, что принятые изменения, осуществляемые министерством образования, могут иметь негативные последствия для молдавской образовательной системы в целом. Одной из основных проблем, которые вызывают наибольшее беспокойство, является стремление министерства назначать на руководящие должности в региональных управлениях образования людей, поддерживающих режим. Такой подход может негативно повлиять на независимость образовательных учреждений и способствовать политизации образования.

Оптимизация детских садов и школ также вызывает опасения. Эти изменения, возможно, приведут к ухудшению качества образования и недостаточному финансированию. Сокращение ресурсов и кадров может привести к недостаточной подготовке учащихся и ухудшению условий для обучения.

Особое беспокойство вызывает введение новой методологии повышения зарплат учителям. Эта методика связывает повышение зарплат с оценкой "профессиональных достижений". Однако эксперты указывают на неясность критериев оценки и возможность использования этой системы для политических целей. Оценка учителей может быть проведена субъективно и необъективно, что может подорвать доверие к процессу.

Помимо этого, сокращение кадров и изменения в оценочной системе могут привести к утрате мотивации учителей и снижению качества образования. Молодые специалисты, которые только начинают свою карьеру в образовании, могут оказаться под давлением и несправедливой оценкой, что негативно скажется на их профессиональной подготовке.

Следует также отметить, что новые реформы могут усилить отток молодежи из страны. Низкая привлекательность педагогических факультетов и непредсказуемость будущего в сфере образования могут стать дополнительными факторами, способствующими уходу молодых специалистов за границу в поисках более стабильных и перспективных возможностей.

В целом, принятые реформы вызывают серьезные сомнения в их положительном влиянии на молдавскую систему образования. Эксперты, общество и образовательные работники выражают беспокойство по поводу возможных негативных последствий для качества образования, независимости образовательных учреждений и профессиональной мотивации педагогов.

Почему эксперты выражают озабоченность

Депутат от партии «Возрождение» Василий Боля назвал озвученные новым министром Даном Перчуном предложения по образовательной реформе «антиреформой». Василий Боля убежден в том, что она направлена ​​на сокращение расходов за счет образования детей. Он заявил, что, когда экономия средств становится предметом дискуссий в сфере образования, негативные последствия перевешивают любую потенциальную выгоду.

Одним из основных пунктов возражений Василия Боли является потенциальное закрытие дошкольных учреждений. Он отметил, что за эти годы были предприняты усилия по созданию новых детских садов и яслей, позволяющих детям с 2-летнего возраста находиться под присмотром воспитателей. Это, по мнению Боли, позволит родителям сосредоточиться на своих обязанностях, обеспечить средства к существованию и сохранить единство семьи без разлуки, вызванной работой или миграцией.