Найти в Дзене
окно в икону

Тьма вертепа

С праздником, уважаемые читатели! Символика цветов в иконе интересует многих, и интуитивно мы оцениваем яркие цвета как положительные и праздничные, темные - как связанные с чем-то противоположным. Но, как всегда, это не совсем так, и черная пещера в иконе позволяет нам открыть новые смыслы образов.

Издревле пещера (по церковно-славянски "вертеп") была связана с зарождением жизни и смертью. Поскольку то и другое окутано таинственностью, то мрак пещеры получал то же дополнительное значение тайны.

В православной иконографии не сразу в изображении Рождества Христова появляется образ пещеры, но достаточно рано (шестой-седьмой века). И характерно то, что западные европейские изображения постепенно уходят от образа пещеры, но в православных он упорно сохраняется, и гора и вертеп в ней становятся композиционным центром изображения события.

Рождество Христово. 7в. Монастырь святой Екатерины на Синае.
Рождество Христово. 7в. Монастырь святой Екатерины на Синае.

Пещера здесь - место рождения и смерти (пещера Гроба Господня). И место тайны, ведь событие Рождества Христово открыто не всем. Пещера дает нужный контраст между светом (Вифлеемской звездой) и тьмой, между чернотой греховной жизни и Богом, пришедшим в мир, чтобы осветить и освятить его.

Вторая пещера в земной истории Иисуса Христа - пещера, где во гробе лежало Его тело.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. 16в. Монастырь Ставроникита.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. 16в. Монастырь Ставроникита.

Есть общее между этими пещерами, там и там Господь лежал спеленутый и снизошедший до человеческой беспомощности. И та, и другая пещеры дают человеку надежды на спасение, первая - пришествием в мир Бога, вторая - Его воскресением.

Поэтому символика пещеры и ее черноты в православии, что называется, амбивалентна. Это значит, что пещера вызывает противоположные чувства одновременно. С одной стороны, она связывает нас с недрами земли, а значит с преисподней и адом. С другой стороны, Господь сходит в эти самые недра, в этот самый ад, чтобы вывести оттуда праведников, победить ад. Поэтому Он и рождается во тьме пещеры, и после смерти находится там, потому что там раскрывается для нас Его победа над смертью и адом.

По мысли святых отцов, находясь в алтаре, священник реально пребывает и в двух евангельских пещерах — Вифлеемской и Гроба Господня одновременно. Победа над смертью Господа позволяет и других извлекать из пещеры (Лазаря, например).

Воскрешение Лазаря. 14в. Новгород.
Воскрешение Лазаря. 14в. Новгород.

Вслед за Господом Иисусом Христом в пещеры идут святые, чтобы там, среди тьмы преисподней, умирать греху и зажигать лампады спасения. Поскольку многие святые начинали свою праведную жизнь в пещерах, а некоторые и всю жизнь жили в них, то такие изображения встречаются очень часто. Однако наиболее точно и воспроизводит смысл пещеры, пожалуй, история с семью эфесскими отроками.

Семь отроков эфесских в пещере. 16в. Крит.
Семь отроков эфесских в пещере. 16в. Крит.

В третьем веке семь подростков, сыновей местной элиты, обучались воинскому делу. Они были христианами, поэтому отказались приносить жертвы языческим идолам. Их заложили камнями в пещере, пока они спали, но тайные христиане положили между камней ларец с описанием их жизни. В пятом веке они проснулись, уже во времена христианского императора, и их тайна обнаружилась. Вскоре после пробуждения отроки умерли, и пещера с их мощами была известна еще в раннем средневековье. Сейчас же спорно, где она находится, как и их мощи.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!