Найти тему

Урок 3. Цикл создания, Набросок – часть 1.

Вот не люблю я наброски, всегда казалось, что это пустая трата времени, зачем они нужны, если есть фотик и с его помощью можно сделать несколько снимков, выбрать лучший и его нарисовать, а не «париться», рисуя несколько мелких рисунков с трудом пытаясь нарисовать разное из одной поставленной картинки. Я не понимала смысла наброска и не поняла, придя в студию «Шаг к портрету», что совсем не портрет рисовать буду, а набросок его, с натуры.

Не понимала и задачу, которую следовало себе поставить, мне надо было передать то впечатление, что произвела на меня натурщица, увидеть и зарисовать ее характерные черты, то что сразу «бросилось в глаза» и совсем не озадачиваться тем, что я рисую портрет – не его я рисую просто Набросок!, значит, на бумаге мне не обязательно создавать нечто подобное тому, что видим на работах мастеров, и не переживать из-за того, что ну ни как не успеваю за 2 отведенных часа нарисовать что-то значимое и хотя бы слегка похожее на натуру.

Понятно, что с первого «захода» у меня получился «полный отстой», все сделала не правильно, взяла лист бумаги формата А2, а все потому, что однажды услышала в свой адрес от искусствоведа: «Вы – дама крупная и рисовать вам следует так же на больших форматах!» - вот и ложь это, сумочку носить с собой маленькую не следует, а рисовать и писать картины надо на разных, любых, которые захочется, форматах! (так, сейчас я избавилась еще от одной обусловленности)

Выбор инструмента для рисования то же был не верным – взяла с собой на занятие акварельные карандаши и набор акварели, и если карандашный набросок был еще более – менее, то когда стала рисовать акварелью, пытаясь создать «портрет», бумага намокла и мой набросок «поплыл», акварельные карандаши, они ведь водорастваримые!

Мой негативный первый опыт меня расстроил, но энтузиазма и желания научится рисовать портреты тогда я не потеряла, это со мной случилось позже, через полтора года регулярных походов в студию, так что там до Портрета я так и не дошагала, не буду писать про грустное, просто пусть мой первый нарисованный портрет станет «точкой отсчета», для последующих работ.

Первый мой портрет в студии с натуры
Первый мой портрет в студии с натуры

А в это время Стив Форестер рассматривает такой важный вопрос как Пропорция, важный потому, что при рисовании, если постоянно не сравнивать взаиморасположение черт лица легко их исказить, потерять сходство и то, что получится даже карикатурой не назовешь.

Ничего для меня нового он не предлагает, два способа: используя карандаш – палец или интуитивно, прикидкой на глаз. Новое, это вопросы, которые следует себе задать (мысленно):

1. Изучить расстояние между бровью и носом, затем между носом и подбородком. Спросить себя, какое длиннее и на сколько?

2. Подумать, является ли голова модели высоким или коротким прямоугольником?

Вроде как, задавая себе подобные вопросы, стимулируем свои глаза заметить, что не так?

Последнее, что разберу в этом уроке это «Четыре самые важные пропорции головы» для чего сдую пыль со своего графического планшета, загоню свою старую фотку в Криту и нарисую на ней линии измерения.

1. Коробка: высота к ширине.

-2

Другие пособия по рисованию портрета учат начинать с овала - окружности лица, расположив его с учетом правил композиции и дорисовав к окружности нижнюю часть в виде еще одного овала, заостренного к низу, дальнейшая работа ведется внутри овалов, в виде горизонтальных и вертикальных осей на которых строятся черты лица, у разных художников разные рекомендации по тому, как это правильнее сделать.

Здесь строится коробка, ее края проходят по подбородку, макушке, крайним точкам слева и справа. Это базовое измерение и общая пропорция и форма головы, с него начинается планирование границ «коробки». Они могут меняться в процессе работы, поэтому важно проверять их правильность, регулярно.

2. Макушка/бровь/подбородок.

-3

Бровь – четкий ориентир, для определения пропорций от макушки до подбородка. Это соотношение зависит не только от параметров натуры, но и от ракурса, с которого смотрим.

3. Затылок/боковая сторона/передняя часть.

Это третье важное измерение, определяет расстояние от боковой до передней стороны головы. Здесь скуловая дуга определяет боковую сторону лица, неверное определение приводит к тому, что передняя плоскость лица получается излишне широкой, задняя сплющенной или наоборот. (и я даже знаю, у кого так получалось)

-4

4. Бровь/нос/подбородок.

Четвертая пропорция помогает определить расположение носа, основанное на расположении брови и подбородка, определяем ее последней, потому что перед этим снова проверяем, уточняем, корректируем предыдущие три. Эта самая важная пропорция для передачи сходства с натурой. Ее следует так же регулярно проверять, потому что ошибки здесь – явление распространенное.

-5

Продолжение следует.