- Да вот, - мальчик, отступив от двери, ткнул пальцем на лежащих мужчин.
- Тащи в тамбур, - оглянувшись, Иван схватил за шиворот первого.
В тамбуре он обыскал грабителей, снял с них сумки, наполненные деньгами и ювелирными украшениями. Потом открыв дверь, столкнул обоих под колёса поезда. Туда же полетели разбитые автоматы.
- Что же делать с награбленным? – почесал Иван затылок. И велев Саиду возвращаться в своё купе, взяв сумки, направился в соседний вагон. Проводник лежал связанный в своём купе. Иван развязал его и, посадив, протянул стакан с водой.
- Кто тебя так?
- Бандиты, - еле выговорил парень, стуча зубами о край стакана.
- Много их было?
- Четверо.
- Значит ещё двое ушли в ту сторону? – задумался Иван и посмотрел на проводника.
- Станция скоро?
- Через час, - глянул тот на расписание и часы.
- А что милиции в поезде нет?
- В головном сидит старшина, вот и всё, - парень вытер разбитые губы.
- Не густо. Тогда слушай и запоминай. Двоих я уже скинул с поезда. Вот их сумки с награбленным. Я пойду за остальными двумя, а ты стереги сумки, никуда не выходи, пока я не вернусь. Договорились? – Парень испуганно кивнул. – Вот и славно. Жди.
И Иван заторопился по коридору. Вторую пару он настиг через вагон. Те выходили из второго купе, когда вошёл Иван.
- Мужики, до ресторана далеко ещё? – изобразил он подвыпившего пассажира, приближаясь к замершим на пороге купе грабителям.
- В следующем, - ухмыльнулся первый, пропуская Ивана и дёрнувшись, опустился на пол. Его товарищ, хрюкнув, врезался головой в стенку вагона.
Забрав оружие, Иван посмотрел на перепуганных пассажиров купе. И улыбнувшись, потащил первого грабителя в тамбур, через минуту он вернулся за вторым. Отправив обеих к их друзьям, Иван вернулся в вагон. Навстречу уже бежала, услышавшая шум полная девушка – проводница.
- Что тут случилось? – с ходу затараторила она, - чьи это тут сумки? До остановки ещё сорок пять минут. Из купе выглянула бледная женщина: - нас ограбили, - глянула она сердито на проводницу. – Где милиция?
- Как ограбили, кто ограбил? – схватилась за щёки побледневшая проводница.
- Ну, мы откуда знаем? - заплакала женщина. – Ворвались двое в чёрных очках, всё отобрали. И если б не этот парень, - она зарыдала.
- Граждане успокойтесь, - поднял руку Иван. – Грабители убежали, но сумки с награбленным остались. Он повернулся к проводнице. – Девушка, вы здесь должностное лицо, вам и карты, так сказать в руки. Вот тут отобранные грабителями деньги и украшения. Раздайте, будьте добры пассажирам здесь и в соседнем вагоне, и Иван протянул проводнице сумки грабителей. – А то мне сходить сейчас, не успею.
- Почему я? - испугалась проводница.
- Ну а кто? – нахмурился Иван, - вы же здесь при исполнении, вот и исполняйте. Можете милицию вызвать свою. Она в головном чай пьёт.
Повесив сумки на руку растерявшейся проводницы, Иван покинул вагон. Зайдя к проводнику, он улыбнулся: - Всё, грабители сбежали, можешь идти раздавать награбленное, а то пассажиры там на измене все. Справишься?
- Я старшину вызвал, - сообщил парень.
- Вот это молодец, со старшиной конечно надёжней будет. Ну, бывай.
Иван вернулся в своё купе и закрыл дверь на ключ.
- Сходили, позавтракали, - буркнул он и завалился опять на кровать. – Чёрт знает, что, а не страна, - минут через десять буркнул он и повернулся на бок.
А Саид смотрел в окно на ковыльное море и не мог оторвать глаз.
В Москву они прибыли вечером. На такси переехали в аэропорт. Как ни опасался Саид, но билеты им дали. И около полуночи, они были уже в воздухе. Столицу, Иван смотреть не стал. Достаточно было вокзалов, чтобы понять, чем живёт город.
Иркутск, от Волгограда отличался ненамного. Те же унылые лица, те же торговцы на всех перекрёстках и у магазинов. Те же попрошайки и голодные дети.
- Ну что браток, добро пожаловать на родину отца, - махнул Иван рукой, когда они вышли на привокзальную площадь. К ним тотчас устремились несколько мужчин: - такси не желаете? Саид оглядел их и, выбрав самого молодого, кивнул: - поехали.
- Расскажи - ка нам дружок, что сейчас в городе творится? – повернулся Иван к водителю, как только они отъехали от вокзала.
- Да то, что и везде, - пожал тот плечами. – Работы нет, денег нет. Криминал лютует. Спекулянты жируют. Недавно в городе появилась новая банда. Гребёт под себя всех. Магазины, работающие еще, где, предприятия. Даже нас пытаются типа в кооператив согнать, - водитель сплюнул в окно. – Вчера две машины спалили.
- Как спалили? – не понял Иван.
- За строптивость наказали, - водитель опять сплюнул. – Вот и думай, как жить дальше. – Водитель опять сплюнул.
- А вы я смотрю издалека?
- С чего решил?
- Загар у вас не местный, - хмыкнул парень. – Давно на родине не были?
- Давно, ещё с Союза, - Иван смотрел на знакомые улицы и всё больше хмурился.
Кругом валялись кучи не убранного мусора, покрышки от машин, какие – то железки и доски. Пару раз за окном мелькнуло пепелища.
- А дома – то почему сгорели? – кивнул он на очередные чёрные развалины.
- Так бандиты сожгли, - пожал плечами парень. – За строптивость.
- Да у вас тут прямо дикий запад, - покрутил головой Иван.
- Это точно, - согласился парень, - а что вы хотите, первоначальное накопление капитала. Всё по Марксу. Мы же теперь капитализм строим, будь он неладен.
Остаток дороги ехали молча. Иван хмуро смотрел в окно. Саид тоже. Мать капитана Кольцова, жила в тихом переулке, на окраине города. Таксист уехал, и Иван огляделся.
Деревянный дом, старинной постройки, серьёзно смотрел на них пятью своими окнами. Свеже покрашенное крыльцо веранды, как бы говорило: - не унывай, жизнь продолжается, заходи. Иван надавил кнопку звонка у двери. На веранде что – то стукнуло. Послышались шаги. Дверь распахнулась. На них внимательно смотрела пожилая женщина, очень похожая на сына.
- Или наоборот, - поправил себя Иван и улыбнулся.
- Здравствуйте. А Сергей Кольцов ваш сын? – Иван протянул женщине фотографию капитана и оглянулся на мальчика.
- Заходите, - женщина взяла фотографию и пропустила их в дом. Прошли в комнату. Присели за застланный скатертью стол. Мальчик с жадностью крутил головой.
- Вы, наверное, служили вместе с Сергеем? – посмотрела она на Ивана.
- Не совсем, - смутился тот. – У меня к нему дело есть просто.
- Вы случайно не от Бегемота? – мать нахмурилась.
- А кто это такой?