С понедельника 28 августа Первый канал, начинает повторный показ 16-серийной экранизации исторической драмы, снятой по одноимённому роману Вячеслава Шишкова, «Угрюм-река».
Роман
Роман «Угрюм-река» вышел в свет в 1928 году. Он стал одним из главных произведений писателя Вячеслава Шишкова. Основа произведения – это реально существовавшая история, которую писатель узнал во время службы техником в Томском округе водных путей сообщения. Там он работал вместе с Николаем Ефимовичем Матониным - потомком богатейшего предпринимательского рода. Матонин рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги.
Прототипами членов семьи Громовых в романе «Угрюм-река» стали купцы Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины, которых в крае считали кровопийцами и убийцами. В основе романа также - богатейший личный опыт самого Шишкова в качестве путешественника. С 1900 - 1920 год он проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара.
Угрюм-река - название не существующее. В романе описана река Нижняя Тунгуска. Автор также немного изменил названия населённых пунктов: например, Подволочная - Подволошино, Почуйское - Чечуйск.
Создатели
Созданием сериала занимался киноконцерн «Русский проект». Режиссёр Юрий Мороз. Продюсер Денис Евстигнеев делился о замысле сериала:
«Мы ни в коем случае не хотели повторить фильм 1968 года. Мы экранизировали роман с новым поколением артистов. Это большое произведение про Россию, про людей, про человека, который захотел что-то сделать, про то, что на его пути произошло. Это фильм про страсть, в том числе про страсть этого человека достичь цели».
Полная экранизация книги Вячеслава Шишкова вбирает в себя оба тома романа. Проект Юрия Мороза - отличается детальным подходом к сюжетным линиям книги, хотя при этом и не является дословным её пересказом. Режиссер рассказал о сериале:
«На наш взгляд, в основе советской картины – тема классовой борьбы. Сегодня эта тема неактуальна, - поэтому мы акцентируем мелодраматическую и мистическую линии. Это не прямая экранизация романа. Мы придумали и дописали некоторые сюжетные линии, а также в корне изменили мотивацию главного героя Прохора Громова, сделав ее более понятной современному зрителю».
Сюжет
Отец и сын Петр и Прохор Громовы влюбляются в одну женщину – роковую красавицу Анфису Козыреву. Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет Прохора в опасный путь: поручает пройти непроходимую доселе Угрюм-реку. Прохор выполняет поручение, но возвращается в родное село совсем другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь. Постепенно жажда золота и одержимость собственным величием приводят Прохора к краху.
Актёры и роли
Главную роль в сериале сыграл Александр Горбатов. На протяжении всей картины мы увидим преображение героя из мечтательного и целеустремленного юноши в грозного и жестокого тирана. Изменения коснулись и самого актера, для этой роли, Александр Горбатов сильно сбросил вес - с 110 до 87 килограмм. Актёр делился о своём герое:
«Мы все, читая один и тот же роман, видим его по-разному. Мой персонаж совершает поступки, у него есть цель – добиться того, чего не добился никто до него, но у того, кто забрался высоко, в определенный момент может закружиться голова. В такие моменты мы ставим на кон все, идем на жертвы».
Роль отца Прохора – Петра Громова, разбогатевшего на нечестно нажитом наследстве, исполнил Александр Балуев. Актёр говорит о своём персонаже:
«Мой Петр Громов – это сильный характер и, в общем-то, человек с несчастной судьбой, которого погубили его страсти. Он нашел опору в не им приобретенном благополучии, ослеплен чувствами, живет в каком-то бреду, заливаясь горькой. В этой истории очень много небанальных подходов к героям, к их развитию. Мне было интересно понять, что такое человек страсти, и что она может с ним сделать».
Роковую красавицу Анфису сыграла Юлия Пересильд. Она делилась о своей героине:
«Мне не хотелось делать ее безумной соблазнительницей, потому что мне нравится, что она непоследовательна и парадоксальна – это притягивает мужчин. Мне кажется, что Анфиса – страстная натура, для которой недостаточно одной жалости. Временами ее можно даже ненавидеть».
А роль жены Прохора Нины Куприяновой исполнила Софья Эрнст. Актриса говорит о своей героине:
«Нина Куприянова - девочка из хорошей семьи, которой родители дали возможность учиться. Она мыслит передовыми идеями, несмотря на то, что живет далеко от столицы, следует актуальным темам того времени, живет в некоторой степени даже идеями феминизма. Но все это романтичные размышления юной девушки, которая еще не сталкивалась с настоящей жизнью. С течением времени взгляды Нины на жизнь и свое будущее меняются, и это отчетливо видно по ее поступкам».
Режиссёр Юрий Мороз:
«Мне нужно было, чтобы произошла трансформация с Ниной от девочки, которая "собирает бабочек" и прикалывает их в гербарий, до властной женщины, которая победила всех. И в итоге Нина, действительно, побеждает - самая слабая становится самой сильной, ведь в переломные моменты основная тяжесть ложится на женские плечи. Мужчина может сойти с ума, покончить с жизнью, а женщина все равно остается как база, как основа жизни».
Юрий Чурсин сыграл в фильме инженера Андрея Протасова. Актёр делился о своем герое:
«На моем герое завязана романтическая линия, и, поскольку Прохор Громов является этаким борцом с романтикой, потому что он слишком деятельный, ему некогда, в противовес Прохору существует мой герой, который полон этой романтики. Между ними происходит что-то похожее на конфликт идей и дела. И дело во многом берет верх над идеей».
Некоторые сюжетные линии рождались в фильме спонтанно. Так было с ролью учительницы Кэтти, которую исполнила Юлия Хлынина. В процессе работы актриса увлеклась и играла так самозабвенно, что Юрий Мороз решил включить дополнительную линию в историю персонажа, и в результате роль Юлии увеличилась.
Юрий Миронцев сыграл Ибрагима-Оглы - черкеса, верного друга Прохора Громова. Создатели сериала нашли актёра в прямом смысле по дороге на работу! Режиссёр Юрий Мороз вспоминал:
«В романе Ибрагим - черкес. И мы, естественно, искали артиста кавказской внешности, и у нас даже был утвержден актер из Грузии. Но у него возникли трудности с получением рабочей визы, и вот где-то за недели две до начала съемок мне приходит фотография от нашего художника по гриму: там Юра Миронцев в таком виде, в каком он в фильме - с большой рыжей бородой, бритый. Она пишет: "Посмотри, сейчас встретила в автобусе. Артист". А я смотрю и понимаю, что это точно тот, кто нам нужен. Я тут же пошел к Денису - это было в 2 часа дня, в 4 часа мы сделали ему пробы, и в 7 часов его утвердили. Давно с таким не сталкивался, это был самый настоящий случай».
Также в сериале снимались: Наталья Суркова, Александр Яценко, Борис Каморзин, Дарья Мороз, Роман Мадянов, Виталий Кищенко, Виктор Раков, Анастасия Попова, Виталий Коваленко, Станислав Дужников, Светлана Колпакова, Екатерина Дурова и др.
Съёмки
Съемки «Угрюм–реки» поражают своей масштабностью. Фильм снимали на Урале, в Минске, Суздале,Кинешме, Москве и Подмосковье. Подготовительный и съемочный период занял больше года. Особенно сложной была сибирская часть. Съемки там связаны с труднодоступными местами, куда нужно было доставлять лодки, технику, а удаленность от жилья составляла 100-150 км.
Завораживающие по красоте кадры пролетов на рекой и тайгой, которые зрители увидели в начале каждой серии, были сняты на реке Мана под Красноярском. Непростыми получились съемки на реке Исеть на Урале, где актерам на лодке пришлось преодолевать пороги. Продюсер Денис Евстигнеев делился:
«Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре. Декорации строились в каждом из пяти городов. Эти локации не были отдельными и должны были сойтись в монтаже. Например город Громов, который Прохор построил в тайге. Когда–то в молодости он увидел излучину реки и сказал: "Я здесь построю город". Это - сняли на Урале. Потом в эту излучину создатели вмонтировали тот город, который он построил. Начинается он с нарисованной с помощью компьютерной графики башни. Имение снимали в Подмосковье в Середниково, бараки и дамбу - в Минске, а завод и лесопилку– на Урале. Это все собрать воедино было непросто, каждый момент необходимо было учитывать на съемках, чтобы все соединялось художественно».
Реквизит и костюмы
Создатели сериала глубоко вникали в каждый вопрос, изучали архивы и материалы о купеческой жизни в Сибири, этнографические материалы о тунгусах. Костюмы тунгусов шили вручную и даже консультировались с шаманом, который сказал, что костюм правильный и «даже пахнет шаманом». Было подготовлено около 50 париков и бород всех цветов и размеров. Волосы героинь Софьи Эрнст и Юлии Хлыниной завивали настоящими старинными железными «марселевскими» щипцами, которые накаливались на газовой горелке. Современными бигудями такую завивку сделать невозможно.
Одна из запоминающихся сцен в фильме - большое застолье в семье Петра Громова. Реквизитор Александр Пугачев изучал, что ели в купеческих семьях именно в Сибири, как это подавали на стол. Блюда зачастую были сезонные и готовились они специфически. Он рассказывал:
«Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней – что как подавалось, с чем, сколько было смен блюд. Ели крепко, не так как сейчас. У нас наливочки были бутафорские, конечно, но вообще в Сибири ценились ягодные, а еще больше настойки от 17 до 40 градусов, хреновухи, медовые напитки – наименований было бесконечное множество. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью потеряна».
Шаманка Синильга
Дух злой шаманки Синильги является Прохору в переломные моменты жизни. Она похоронена недалеко от резиденции Громово, и Прохор часто приходит к ее гробу. По словам художника-постановщика Александра Максимовича мрачное сооружение на сваях на холме производило мистическое ощущение на всю съемочную группу. Режиссер Юрий Мороз рассказывал:
«Тунгусы все, что хотели сохранить, поднимали на столбы, чтобы уберечь от диких животных. Это некое место силы. Главное было - найти ему место – он должен был стоять высоко на обрыве. Это пространство отличается от всей остальной жизни. Синильга в фильме олицетворяет природу. Она появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях. Я хотел, чтобы она была царицей огня, воды, леса и т.д. Мне интересно было придумывать фантастическую реальность».
Время «золотой лихорадки»
В сериале охвачен большой исторический период нашей страны – время «золотой лихорадки» в Сибири. В первой половине XIX века в этом регионе Российской империи велась неорганизованная массовая добыча золота, которая, с одной стороны, способствовала развитию торговли в Сибири, а с другой - стоила здоровья и даже жизни большому количеству людей, поскольку технический переворот в отрасли от ручного труда к автоматизированному произошел лишь в последней четверти века.
Режиссер Юрий Мороз:
«Это история становления главного героя и история освоения Сибири. Прохор Громов обустраивает дикие таежные места, строит сталеплавильный завод, организовывает и упорядочивает жизнь вокруг. Обратной стороной его деловитости стало то, что по мере того, как он богатеет, в корне меняется его характер: он, из молодого человека, мечтающего "построить город Солнца», превращается в монстра".
Друзья, делитесь мнением о сериале, что понравилось, а что нет? Будете смотреть ещё раз?