Найти тему

Важные моменты общения с детьми школьного возраста

Оглавление

Перед наступающим новым учебным годом давайте вспомним некоторые моменты общения с детьми школьного возраста.

Уберите из правил общения с ребёнком:

- выполнение уроков с ним или сидение рядом «над душой», когда он делает домашку;

- ежедневно задавать одни и те же вопросы, типа: «что в школе?» или «по какому предмету спрашивали» или «что получил сегодня?»

- собирать портфель за него или вместе с ним;

- требовать только хороших оценок и ругать за плохие.

Такой тип общения приводит к формальным отношениям и отдалению вас от ребёнка.

Ищите темы для общения, которые ему интересны. Тогда он охотно расскажет о произошедшем в дне, в том числе в школе.

Помогите организовать ему день так, чтобы в нём присутствовало свободное время, не менее двух часов. Это его личное время. Оно важно для развития Личности. «В ничего неделании», на взгляд родителей, происходят процессы осознавания и узнавания себя.

Требовательные и амбициозные родители наносят серьёзный ущерб психике детей, заорганизовывая их всевозможными дополнительными занятиями и кружками. В результате вместо сильной Личности может вырасти неврастеник, который ненавидит школу и развитие вообще.

Перестаньте страшиться плохих отметок или сравнивать ребёнка с другими. Вместо этого лучше будьте на его стороне и стремитесь понять источник его неудовлетворённости.

Если ребенок систематически не выполняет сам уроки, значит ищите причину. И не отмахивайтесь расхожим понятием «лень». Лень – следствие отсутствия мотивации и стремления к действию. А с этим надо разбираться родителям, так как причины могут быть разные: от отсутствия правильно выстроенных понятийных соответствий (понимания предмета) до психологических и физиологических проблем (гипертонус, дефицит внимания…)

Главное

Развивайтесь сами. Иначе ваши желания вырастить из ребёнка самодостаточную и успешную Личность так и останутся желаниями. Если же вы не чувствуете счастья и благополучия сами, вы не сможете воспитать этого в детях (дети воспринимают бОльшую часть информации невербально, считывая её с подсознания родителей). Поэтому, когда родители счастливы, ребёнок тоже становится благополучным. Тогда для воспитания и делать особо ничего не надо.

И дело не в том, чтобы ребенок был сыт и обеспечен – это забота, а не воспитание. Гораздо важнее - общие интересы и соучастие в жизни друг друга, эмпатия, сотрудничество.

Про наказания

Наказание от слова «наказ», поэтому оно в воспитании присутствует время от времени. Но надо четко разделять Личность ребёнка и его поступки, делать акцент на том, что наказываете его за конкретные проступки, при этом вы его по-прежнему любите. Вот что пишет по этому поводу психолог П. Лабковский: «Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете. Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и про то какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета. А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать – вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов. — Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения. — Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?... Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье…Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как надо жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах – у него проблема. — Если ребенок пытается манипулировать взрослыми – у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют – они решают свои проблемы, действуя прямолинейно».

Каждый может вспомнить моменты, когда находился в ресурсном, радостном состоянии, тогда при помощи позитива проблемы разрешались сами собой. Они переставали быть проблемами, становясь задачами или целью.

То же и в общении с детьми: им необходимо чувствовать, что родители сильные, добрые, любят их и смогут защитить и поддержать в любой ситуации. В таких условиях растущий человек развивается естественно и свободно. Мы, взрослые, можем и обязаны обеспечивать такие условия нашим детям. Давайте к этому стремиться.

Источник «Странники жизни».