Найти тему

Единственный в своем роде. Конвертоплан Bell V-22 Osprey

Оглавление

Идея создания гибрида вертолета и самолета появилась практически сразу, как эти летательные аппараты появились на свет. Вариантов было очень много, некоторые экспериментальные проекты отличались большой оригинальностью, но сегодня речь пойдет о единственном серийном конвертоплане - Bell V-22 Osprey.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Немного терминологии

Конвертопланами принято называть винтокрылые летательные аппараты с поворотными несущими двигателями и самолетным крылом. При этом есть две основные схемы постройки.

Тилтвинг - это когда крыло поворачивается вместе с двигателями.

Фото из открытых источников. Экспериментальный LTV XC-142
Фото из открытых источников. Экспериментальный LTV XC-142

Тилтротор - крыло остается неподвижным, поворачиваются двигатели или винты.

Фото из открытых источников. AgustaWestland AW609
Фото из открытых источников. AgustaWestland AW609

Интересующий нас Osprey построен именно по этой схеме.

Долго, красиво, дорого

Практически все разработки какой-то новой техники в США курируется армией. Что в принципе вполне логично. Если наработки хорошие - можно сразу перенаправить их на военные рельсы. Работы велись более 30 лет, а первый испытательный полет прошел в далеком 1989 году. И надо сказать, что прошел он успешно.

V-22 Osprey. Фото из открытых источников
V-22 Osprey. Фото из открытых источников

Конвертоплан получился уникальным во всем. Два двигателя от компании Rolls-Royce развивают мощность 6150 л.с. каждый. Они установлены в поворотных мотогондолах на крыле.

Основным пользователем этого чуда техники является корпус морской пехоты США, а там особые требования к технике. По заданию конвертоплан должен быть не только быстрым, но и компактным. Создателям пришлось потрудится, потратить много миллионов и внедрить систему складывания всего. На фото V-22 Osprey в "сложенном" положении.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В таком виде он может храниться в ангарах или на авианосце.

В общем "летун" получился отличный. Крейсерская скорость в 520 км/ч - недостижимый для вертолетов показатель.

Минус у этого конвертоплана всего один. Он стабильно и с успехом падает при любом удобном случае. С момента начала эксплуатации было потеряно более 15 дорогущих "игрушек". При чем ни один из V-22 Osprey не был сбит. Они и самостоятельно успешно справляются. Многие из случаев довольно курьезные.

Например в 2006 году один из конвертопланов разрушился при запуске двигателей. В 2013 еще один сгорел, так как загорелась трава на месте приземления. Сенатор США Джон Маккейн:

V-22 отлично смотрится... когда не простаивает в ремонте

И тут с сенатором не поспорить. Конвертоплан и правда красиво и грозно смотрится. Еще бы не падал где попало...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как-то так. Всем добра.