Идея создания гибрида вертолета и самолета появилась практически сразу, как эти летательные аппараты появились на свет. Вариантов было очень много, некоторые экспериментальные проекты отличались большой оригинальностью, но сегодня речь пойдет о единственном серийном конвертоплане - Bell V-22 Osprey.
Немного терминологии
Конвертопланами принято называть винтокрылые летательные аппараты с поворотными несущими двигателями и самолетным крылом. При этом есть две основные схемы постройки.
Тилтвинг - это когда крыло поворачивается вместе с двигателями.
Тилтротор - крыло остается неподвижным, поворачиваются двигатели или винты.
Интересующий нас Osprey построен именно по этой схеме.
Долго, красиво, дорого
Практически все разработки какой-то новой техники в США курируется армией. Что в принципе вполне логично. Если наработки хорошие - можно сразу перенаправить их на военные рельсы. Работы велись более 30 лет, а первый испытательный полет прошел в далеком 1989 году. И надо сказать, что прошел он успешно.
Конвертоплан получился уникальным во всем. Два двигателя от компании Rolls-Royce развивают мощность 6150 л.с. каждый. Они установлены в поворотных мотогондолах на крыле.
Основным пользователем этого чуда техники является корпус морской пехоты США, а там особые требования к технике. По заданию конвертоплан должен быть не только быстрым, но и компактным. Создателям пришлось потрудится, потратить много миллионов и внедрить систему складывания всего. На фото V-22 Osprey в "сложенном" положении.
В таком виде он может храниться в ангарах или на авианосце.
В общем "летун" получился отличный. Крейсерская скорость в 520 км/ч - недостижимый для вертолетов показатель.
Минус у этого конвертоплана всего один. Он стабильно и с успехом падает при любом удобном случае. С момента начала эксплуатации было потеряно более 15 дорогущих "игрушек". При чем ни один из V-22 Osprey не был сбит. Они и самостоятельно успешно справляются. Многие из случаев довольно курьезные.
Например в 2006 году один из конвертопланов разрушился при запуске двигателей. В 2013 еще один сгорел, так как загорелась трава на месте приземления. Сенатор США Джон Маккейн:
V-22 отлично смотрится... когда не простаивает в ремонте
И тут с сенатором не поспорить. Конвертоплан и правда красиво и грозно смотрится. Еще бы не падал где попало...
Как-то так. Всем добра.