Найти тему

Художник и гончар под одной крышей – как создать семью и преуспеть в труде двум творческим людям?

У хранителей музея сибирской игрушки своя- «Третьяковская» галерея

Артур Николаевич и Светла­на Гениевна – преподаватели дополнительного образования в Доме творчества Красной Поля­ны. Он учит живописи и рисунку. Она мастерит из глины и являет­ся хранителем Музея сибирской игрушки. Ни много ни мало – на двоих у супругов своя «Третья­ковская» галерея.

Артур

Красная Поляна – родина для Артура Николаевича. Его предки жили в ней с момента основания. Деда и бабушку мужчина вспомина­ет с уважением. Прародитель рабо­тал трактористом, погиб на войне, и всех пятерых детей его вдове-дояр­ке пришлось поднимать самостоя­тельно. Мама Артура Николаевича была директором школы – около 50 лет педагогического стажа учителя химии и биологии.

Артур средний из трех сыновей в семье. С детства тянулся к искус­ству, на стенгазетах вместо фото­графий красовались портреты од­ноклассников, нарисованные его рукой. Мог похвастаться и крепким телом – нырял на дно реки Сереж с личным рекордом в 6 минут. За это время успевал осмотреть дно –так выловил несколько костей мамон­та и даже череп бизона, которые пе­редал потом назаровскому музею.

Светлана

-2

Дедушка Светланы Гениевны тоже был на войне, в его большой семье росло семеро детей.

Еще маленькая, Света обожала рисовать. Ее любимой передачей была про роспись елочных игру­шек – как незамысловатые фигур­ки и шары превращаются в произ­ведения искусства. «Вырасту – так же буду расписывать», - со всей серьезностью заявляла она взрос­лым, но никто, конечно, в это осо­бо не верил. Светлана сама изу­чала роспись и смогла поступить на художника-оформителя. И она не одна такая творческая в семье. Одна из сестер также работает ху­дожником в сельском клубе, другая находит искусство в движении – она спортивный инструктор.

Судьба

Супруги учились в одной шко­ле, но друг с другом знакомы не были,разница в возрасте 5 лет.

«Я слышала, что есть такой парень, но никогда лично с ним не виделась, - вспоминает Свет­лана. –А ведь весь класс его зна­ла, кроме его самого. Читала стенгазеты с его авторством. Но никогда не сталкивались, может, специально так надо было, что­бы мы раньше времени не встре­тились».

«В 92-ом году танец со Свет­ланой был первым моим танцем после армии, - в свою очередь, де­лится Артур. – В этом году будет 30 лет, как мы вместе».

«Да на дискотеке даже лица не было видно, но я сразу почув­ствовала, что это – моя половин­ка, на химическом уровне», - до­бавляет Светлана.

Это было только начало путе­шествия, длиною в жизнь. Успела чета Третьяковых побывать и в Та­тарстане. Там Артур Николаевич работал участковым и говорит, что преуспел: во время его работы пре­ступность снизилась на 90%, а ведь участок был с населением 38 тысяч человек. Но родина всегда звала об­ратно, и супруги вернулись в Наза­ровский район.

Гончарный круг

-3

В 1992-ом Артур Николаевич и начал свою деятельность в Доме творчества, туда же подтянул и жену. Это он научил Светлану ра­ботать с глиной. Теперь они объез­дили весь район, изучили все места и точно знают, какая глина для чего будет пригодна.

«Пока работаешь – сам ста­новишься геологом, - хором говорят супруги. – Сами глину добываем, сами смешиваем. Столько тонн уже перекопали. Для каждого вида лепки нужна своя. Например, на гончарный круг - с песком…».

И мастера стали объяснять тон­кости работы. Дошло и до химиче­ского состава – оказывается, что­бы слепить обычную фигурку, нуж­но столько всего знать! А еще спе­циальное оборудование – муфель­ная печь, экскрудор, не говоря о гончарных кругах. Все это в доме творчества уже есть – помогло уча­стие в проектах.

«Почему именно лепка гли­ной?». Отвечает на мой вопрос Светлана: «Во-первых», гото­вое изделие остается с тобой и даже не стареет. У нас хранятся работы наших первых учеников и даже повзрослевшего сына. А во-вторых, работать с глиной приятно. Сама текстура, пла­стичность материала».

Педагог рассказал о забавном случае. Дети по-разному реагируют на глину, кому-то она кажется гряз­ной. И вот одна из девочек-учениц настолько боялась к ней прикасать­ся, что ей приходилось надевать на руку целлофановый пакет, чтобы ле­пить. Но сама лепка ей нравилась. Сейчас она так овладела этим ма­стерством, что поборола и свою бо­язнь испачкаться – в процессе твор­чества залазит в глину по самые локти, и никаких пакетиков.

Живопись

-4

Основная работа у Артура Нико­лаевича в сфере ЖКХ. Работает ко­чегаром, непростой труд свой лю­бит и считает важным для людей. Работа в Доме творчества – это душевная потребность. Среди его учеников есть и поступившие в ар­хитектурные ВУЗы.

Все в семье умеют рисовать – и супруги, и их дети. Артур Николае­вич отдает предпочтение реализму, Светлане Гениевне нравится созда­вать натюрморты, творит она и пей­зажи. Все дети семьи могут рисо­вать, но дочь Сабрина выбрала это своей профессией. Самодостаточ­ная и яркая, она прибегала посмо­треть, как папа учит других. Девуш­ка находится в самом начале своей творческой карьеры, сейчас она от­дает предпочтение авангарду и со­бирается поступить в Суриковское художественное училище. Пожела­ем ей удачи!

Имена

-5

У супругов интересное хобби, с которым лично я сталкиваюсь впер­вые. Антропонимика – наука, изу­чающая имена людей. Артур Нико­лаевич и Светлана Гениевна любят копаться в старых документах, раз­бираться в происхождении имен.

У всех их троих детей редкие, необычные имена: Арнольд, Са­брина и Роберт. Два главных прин­ципа: чтобы имя хорошо сочеталось с отчеством и чтобы оно было до­статочно запоминающимся. Про­ще говоря, чтобы не было необ­ходимости называть по фамилии – ведь, например, Роберт в своей школе один.

Причем супруги считают, что имена с несколькими слогами – славянского происхождения. На­пример, Сабрина они переводят как «собирательница», а Роберт – от слова «работать». Арнольд – ар - «земля», нольд – «создатель».

К слову, Арнольд – самый стар­ший, имя ему дали еще до занятия антропонимикой. Артур Николае­вич рассказал, что в молодости ви­дел в Москве Арнольда Шварценег­гера, тогда зарубежный актер при­езжал на съемки фильма «Красная жара». Тогда он вместе с другими восторженными поклонниками от­стоял 6 часов, чтобы увидеть звезду.

Музей

-6

Вход в Музей сибирской игруш­ки украшает стена дипломов – Свет­лана Гениевна со своими подопеч­ными принимает активное участие в культурной жизни Красноярского края.Выставка в музее меняется каждый месяц. Со стеллажа на по­сетителей смотрят и разные глиня­ные игрушки, и деревянные, и тря­пичные, и даже коллекционные со­ветские. Автором этого проекта в свое время стала методист Людми­ла Артуровна Пестрикова.

Теперь коллекцию пополняют Третьяковы,супруги вместе объез­жают мастеров со всего района и не только. Например, за «певучей» ку­клой пришлось отправляться в Ко­зульку. Сейчас хранитель музея от­носится к этой красавице с особым трепетом: «Мастера уже нет в жи­вых, а память о нем осталась».

У каждого экспоната музея своя история. От поиска мастером мате­риала до воплощения в задуман­ный образ. И сейчас истории не закончены – игрушки радуют глаз желающих посмотреть уникаль­ную коллекцию Музея сибирской игрушки.

Благодарю супругов Третья­ковых за гостеприимство и ду­шевную экскурсию.

Марианна ПАВЛОВА