...Читать далее
Чехословацкая марка Jawa хорошо известна в СССР. Ее двухколесные мотоциклы стали почитаемым и уважаемым эталоном для мотолюбителей всей страны. И это несмотря на то, что в наших суровых условиях проводка «Ява-634» и другие электронные компоненты нередко выходили из строя.
Легендарная «Ява 350-634» (фото 1).
Мотоциклы данной марки впервые появились в СССР в 1973 году и продавались по достаточно высокой стоимости (цена стартовала от 950 рублей в зависимости от региона). Спустя пару лет взамен «634-й» модели, имевшей 6В оборудование, чехословацкие мотостроители предложили новое поколение — «638», переведенное на более перспективное 12-ти вольтовое оборудование.
Обратите внимание! Нельзя не отметить существовавший дефицит запасных частей для мотоциклов. Даже подробная схема электропроводки «Ява-634» (представлена на фото ниже) считалась большой удачей при покупке мотоцикла с рук.
Цветная схема для 6В версии мотоцикла «Ява-634» (фото 2).
Эксплуатационные особенности.
Именно мотоцикл в нашей стране стал ярким подтверждением того, что двухколесное транспортное средство действительно является средством передвижения.
Владельцев и их «железных коней» можно было встретить везде:
в лесной чаще;
в горах;
на городских магистралях;
в сельской глубинке;
на спортивных соревнованиях и т.п.
На мотоцикле Jawa можно было легко уехать за 1000 км от дома.
Его выносливость и безотказность на самых длительных маршрутах способствовала столь высокой популярности марки в целом. Даже перепродажа 5-ти летнего экземпляра приносила бывшему владельцу не менее 500 рублей.
Справочно: покупка новых отечественных двухколесных мотоциклов обходилась в более скромные суммы для семейного бюджета. Дефицит запчастей, отсутствующая инструкция и мелкие поломки не останавливали от покупки мотоцикла-мечты.
Тем не менее, сложности с деталями и простая конструкция способствовали тому, что владельцы обслуживали мототехнику своими руками в самых разных местах:
в частных гаражах;
в подсобках;
на балконах;
в квартирах и т.п.
Отсутствие гаража никогда не было помехой настоящему мотолюбителю.
Электрооборудование мотоцикла.
Несмотря на высокое качество сборки и долговечность основных узлов и агрегатов, за техническим состоянием мотоцикла необходимо было постоянно следить.
В частности, требовалось регулярное техническое обслуживание:
аккумуляторной батареи;
системы зажигания;
системы подачи топлива;
системы смазки.
Производитель наглядно указывал в документации на узлы, требующие постоянного внимания (фото 3).
Аккумулятор.
На мотоциклах чехословацкого производства устанавливалась фирменная АКБ TREPCHA 6А5.
Ее обслуживание сводилось к: проверке уровня электролита в каждом элементе;
Проверке его плотности (номинальная величина — 1,26 г/см3);
Зарядке АКБ при снижении разряда на клеммах ниже допустимых (в полностью заряженой напряжение составляет 7,8—8,1 вольт). Зарядку аккумулятора производят током 0,6 А.
Аккумулятор TREPCHA 6А5 устанавливался под сиденьем (фото 4).
Проводка.
Схема проводки «Явы-634» 6В также требовала пристального внимания от владельцев.
В частности: все провода необходимо осматривать время от времени, и в случае обрыва или повреждения изоляции отремонтировать либо заменить.
Проверять свечной провод. При появлении трещин в изоляции или на защитных колпачках провод следовало заменить.
Справочно: в трещинах изоляции скапливалась грязь и служила мостиком утечки тока, что влияло на искрообразование системы зажигания.
Проверять работу выключателя стоп-сигнала, привод которого расположен довольно низко к дорожному полотну.
Проверять состояние контактов плавкого предохранителя на 15 А;
Проверять работу фары головного света.
За проводами мотоцикла следовало тщательно следить.
В заключение.
Несмотря на тот факт, что в Россию марка мотоциклов «Ява-634» не поставляется, многие из официально поставляемых моделей все еще в строю и служат своим владельцам. Надеемся, что видео и фотографии послужат хорошей иллюстрацией возможностей легендарного мотоцикла.