Свекровь позвонила поздно вечером:
- Милочка, что делать-то будем? – простонала она в трубку. – В среду сорок дней Эдичке, люди придут. А я, старая, лежу в лёжку, дед, сама знаешь, не помощник.
Милочка знала. Она с самого начала не рассчитывала на помощь родителей Эдика. Хоть и были они сравнительно молодыми, недавно разменяли седьмой десяток, но смерть старшего сына выбила из колеи. Свекровь могла только плакать и причитать, свёкр отмалчивался и пил, закрывшись в спальне.
Последние месяцы Эдик тяжело болел, но Милочка всё равно не успела морально подготовиться к потере мужа. Да разве можно к этому подготовиться? Она старалась верить в лучшее и уговаривала мужа не сдаваться.
Ведь им же хорошо вместе, так хорошо, что в прошлом году решили сходить в ЗАГС. Жили-жили десять лет без регистрации, а тут вдруг решили узаконить отношения.
Милочкины родственники за них порадовались, а мать Эдика тогда недовольно поджала губы.
- Зачем вам? – спросила она. – Детей общих нет, какой смысл жениться?
Милочке стало обидно. Она не скрывала, что не может иметь детей, но слова свекрови прозвучали укором. Позже Эдик объяснил – его мама не теряет надежды ,что он вернётся к первой жене. Ведь там Андрей. Но этого никогда не будет.
Первый раз Эдик женился сразу после армии. Женился, как говорится, по залёту. Брак быстро распался – молодая жена нашла себе обеспеченного папика. Когда с папиком что-то не задалось, хотела вернуться, но Эдик не пустил. Ушла и ушла. Он помогал сыну деньгами, забирал его на выходные, возил на море, но с бывшей женой больше общаться не желал.
Милочку Андрей принял хорошо, любил приходить к ним в гости, просил испечь ему пирожков или печенья. Милочка никогда не отказывала – мать мальчика всё ещё пыталась устроить свою личную жизнь, когда ей с тестом возиться. Парень рос себе на уме, с Милой был вежлив и корректен, называл её Милочкой. С его лёгкой руки так же стали звать её и свекровь, и Эдик.
Смерть Эдика стала ударом для всех, но заниматься похоронами пришлось одной Милочке. Хорошо, что подруги помогли, иначе она не знала бы, как со всем справиться. И что деньги были – они с Эдиком копили на отпуск.
Отпускные сто тысяч тогда закончились в один день, к обеду. Милочке даже на поминки в кафе не хватило. Пришлось просить денег у свёкров.
- Конечно, конечно, - торопливо закивала свекровь. – Сейчас принесу.
Она вынесла из комнаты тонкую пачку купюр. Мила посчитала – шестнадцать тысяч.
- Всю пенсию тебе отдаю, - вздохнула свекровь. – Будем с дедом одну как-то тянуть.
Милочка оставила деньги на столе. Лучше она займёт, или кредит возьмёт, надо только сделать это как можно быстрее.
К вечеру проблема наполовину решилась – деньги скинули на карту родственники Эдика и Милочки. Остальное она всё-таки заняла. После похорон взяла дополнительную работу – долг надо отдавать.
И вот теперь сорок дней, на которые надо закупать продукты и готовить. Успокаивать свёкров, когда самой хочется завыть в голос. Но нельзя. Надо взять себя в руки, сделать всё, как положено.
Столько людей, как на похоронах, не будет, придут только родственники и друзья Эдика, но всё равно человек пятнадцать соберётся. Накормить пятнадцать человек чревато для Милочки большими расходами, но она немного подготовилась. Знала же, что свёкры попросят её о помощи. Съездила в село к маме, привезла овощей, закаток, несколько тушек птицы.
Милочкина мама разительно отличалась от свекрови – такого же возраста, но активная, деловая и хозяйственная. Мама всегда встречала их с Эдиком, как самых дорогих гостей. Мяса намаринует для шашлыка, баню натопит. Правда, ей почему-то не нравился Андрей, но мама тактично это скрывала.
Милочка подозревала, что просто у мамы есть свои внуки – дети Милочкиной сестры, потому ей и неинтересен чужой мальчик. А для Милочки даже лучше, что у Эдика есть сын – так она не мучается угрызениями совести из-за отсутствия детей.
- Милочка, детка, ты чего молчишь? Как с поминками будем справляться? – напомнила в трубку свекровь.
- Я приду готовить, - сказала Милочка. – Вы пару салатов сделайте.
Свекровь пообещала не подвести с салатами и дальше разговаривала нормальным, не страдающим голосом.
- Ты только рано не уходи, Милочка. Посиди с нами, стариками, - попросила она.
Как она уйдёт? Надо же будет гостей обслуживать, потом убирать со стола, мыть посуду. Вполне возможно, что домой Милочка отправится ближе к ночи.
Поминки не затянулись. Родственники вспомнили Эдика добрым словом, поохали, удивляясь, как вырос Андрей, поужинали, попили чаю с пирогами и разошлись. Закрывая дверь за последним, Милочка подумала, что в следующий раз они опять встретятся на похоронах. Вот ведь вроде и живут все недалеко друг от друга, и не ссорились, а не тянет близких людей общаться, у каждого своя жизнь.
На кухне её ждали свекровь и Андрей.
- Давайте, я помогу, - предложил парень.
Милочка удивилась – никогда раньше она не замечала за ним желания помочь. Андрей, хоть и чувствовал себя у них дома свободно, но всё-таки вёл себя как гость.
- Помоги, - кивнула она.
Перемыли посуду, убрали в холодильник остатки еды, сложили раскладной стол и отдали соседям их табуреты.
- Милочка, проговорить бы нам, - попросила свекровь.
Милочка недоумённо пожала плечами. Сейчас? Она устала, завтра на работу рано вставать.
- Это быстро, - улыбнулся Андрей.
Все трое присели за кухонный стол. Андрей почему-то отвернулся к окну, свекровь нервно теребила край кухонного полотенца.
- Милочка, - решилась она. – Ты когда квартиру Андрею отдашь? Парень молчит, стесняется.
- Что? – не поняла Милочка. – Какую квартиру?
- Так Эдикину, ты же в ней живёшь, - объяснила свекровь. – Квартира Андрею должна достаться, она его наследство. Парень вырос, того гляди жениться надумает, а жилплощадь ты занимаешь. Куда жену поведёт?
Милочка встала, взяла чашку, налила из графина воды и выпила её большими глотками. Они хотят выселить её из квартиры? Да, изначально квартира была Эдика, Милочка пришла к нему жить, но какая она тогда была! Эдик купил её в ужасном состоянии, потому что она была самая дешёвая из всех остальных вариантов. Из плюсов только близость к центру города. За эти годы они сделали отличный ремонт, поменяли окна, постелили новые полы. Многое делали сами – всё-таки Милочка была хорошим маляром, клиенты её хвалили, на некоторые работы нанимали специалистов.
И вот теперь Милочка должна уйти и всё отдать Андрею? Но у него есть квартира! Эдик купил сыну квартиру так же, как себе – в хорошем месте, но грязную и запущенную. Милочка даже помогала там с ремонтом. Андрей мечтал жить отдельно от матери, и Эдик помог сыну.
- А в свою квартиру Андрей не может привести жену? – спросила она.
- Да где же молодым с однушке тесниться? – возмутилась свекровь. – Твоя побольше будет! Ну что, тебе одной надо столько метров? Деток не будет у тебя, - ударила по больному месту свекровь.
У Милочки перехватило дыхание. Она считала их близкими людьми, помогала, чем могла, заботилась. Когда свекровь заболела, Милочка вместе с ней моталась по поликлинике, занимала очереди, брала номерки к специалистам. Почему она, а не Андрей?
Мальчишкой Андрей ездил с ними в отпуск, Милочка возила его на аттракционы, варила его любимый куриный суп. Теперь он хочет выселить её из квартиры.
- Андрей, что же ты молчишь? – спросила она.
Андрей усмехнулся:
- Что мне сказать? Милочка, вы же сами понимаете, что квартира не ваша.
- Андрей, тебе не стыдно? Я же отдала тебе машину Эдика, сразу, как ты о ней спросил. Она новая практически и дорогая. Как ты можешь так поступать со мной? Я – вдова твоего отца.
- Вы были женаты совсем недолго, квартиру он купил до брака.
- Мы долго жили вместе! – перебила его Милочка.
- Это ещё доказать надо, - заметил парень. – Я не хочу с вами судиться, могу, но не хочу. Давайте договоримся по-хорошему.
- Как? – уточнила Милочка. – Если на то пошло, я вижу один вариант – обмен. Ты в мою, я в твою.
Андрей отрицательно покрутил головой:
- Нет. Моя останется за мной, не вы мне её покупали. А квартиру отца верните – она тоже не ваша, вы в ней и так слишком долго живёте.
Милочка встала. Ни слова не говоря, пошла в прихожую, оделась, взяла свою сумку и вышла из квартиры, громко хлопнув дверью.
Эпилог
Андрей подал заявление в суд. Закон разделил всё имущество в равных долях между Милочкой и Андреем. В приватной беседе Андрей предложил Милочке мировую, уж очень ему не хотелось расставаться с отцовским автомобилем, но Милочка отказалась. Квартиру тоже выставили на продажу. После всей делёжки Милочке хватило денег на новое жильё.
Телефон свекрови она занесла в чёрный список. Когда та пришла сама, Милочка не открыла ей дверь.