Здравствуй, дорогой читатель!
Заря Великих географических открытий, взошедшая в конце XV в. путешествиями Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы, в XVI в. открыла для Европы эпоху Нового времени. Мореплаватели из Англии, Голландии, Испании исследовали новые континенты, везли в Старый свет товары невиданной дороговизны и соперничали друг с другом на просторах океанов. Так, например, прославился знаменитый "пират её величества" Фрэнсис Дрейк, принесший немало проблем испанской короне в ходе своих путешествий.
Через Балтийское море не проходили маршруты к богатейшим южным колониям, однако оно всегда играло важнейшую роль в северной торговле. В свое время именно с Балтики начинался знаменитый торговый путь "Из варяг в греки", обеспечивавший связь Европы с Востоком, Балтика стала одной из арен для торговой, военной и колонизаторской деятельности викингов, на Балтику же издревле выходили и полабские славяне, деятельность которых прекратили пришедшие в регион немцы (см. Вендский крестовый поход 1147 г.)
Знаковым для региона стал XIII в. - появился и стал активно наращивать свое могущество экономический союз вольных городов под названием Ганза. Экономические интересы неизбежно выливались в политические, и, со временем, Ганза, заручаясь поддержкой рыцарских орденов и покупая крепости, превратилась в мощного игрока, обладающего большими средствами и значительными силами.
Изначально в союз входили северогерманские города, однако со временем этот список расширялся и к XV в. в него входило более 160 городов, в ганзейской торговле участвовали Любек, Гамбург, Брюгге, Лондон, Новгород и др. Ассортимент товаров, хоть и не включал драгоценных пряностей и изъятого у индейцев золота с серебром, был весьма обширен: здесь и меха, и воск, и пенька со смолой, и древесина, и соль, и зерно.
За гегемонию в Балтийской торговле, помимо Ганзы, боролись такие страны, как Швеция и Дания, также значительная часть побережья Финского и Рижского заливов находилась под властью Ливонской конфедерации (некогда - Ливонского ландмайстерства Тевтонского ордена), давнего противника Российского государства.
Иван IV в начале своего правления одержал громкие победы над Казанским (1552 г.) и Астраханским (1556 г.) ханствами, обеспечив России доступ к волжской и каспийской торговле. Однако своего продолжения "юго-восточная" политика не получила, вместо этого царь обратил свое внимание на запад, где вступил в борьбу за влияние на Балтике и интересы России в европейской торговле.
Не вдаваясь в подробное описание Ливонской войны, отметим, что поначалу война шла для России успешно, русские войска вторглись в Ливонию и захватили ряд важных городов, в том числе Нарву и Дерпт. Подобное усиление России не устроило соседей, вскоре в войну вступило Великое княжество Литовское, Польша, а позже и Швеция, что фактически свело на нет возможности от использования балтийских портов, открывшиеся было перед Россией.
Чтобы вернуть себе балтийское мореходство, Иван IV обратился за помощью к датскому королю Фредерику II, который порекомендовал для русской службы капитана Карстена Роде, бывалого морского волка и пирата, состоявшего у короля на каперской службе. Он то и стал "царским наказным капитаном". Согласно договору, заключенному в марте 1570 г., Роде получал денежное жалование для всей команды, а взамен должен был сбывать всю добычу и пленных в русских портах и оставлять там же каждый третий захваченный корабль.
Нам известно не так много о биографии российского корсара, предположительно, он родился в 1540 г. (что делает его практически ровесником упомянутого выше Дрейка), какое-то время занимался торговлей, но жизнь лихая и авантюрная принесла ему другую славу - за свои морские нападения он был заочно приговорен к казни в Киле и Гамбурге. При этом Роде всегда оставался крайне набожным человеком и тщательно следил за своим внешним видом - на его корабле при нем всегда был личный цирюльник.
На казенные средства Карстен Роде летом 1570 г. купил пинк "Веселая невеста", на который нанял команду численностью 35 человек при 3 пушках. Первый же выход в море принес удачу - захвачен шведский корабль с сельдью и солью.
В течение следующих двух месяцев эскадра Роде выросла до 6 кораблей, а ее трофеями стали более 22 судов, груженых различным имуществом. В их числе были и ганзейские торговцы, что спровоцировало целую операцию по поимке капера со стороны города Гданьска, однако морскому авантюристу удалось ускользнуть от гданьской флотилии невредимым.
Не могли поймать пирата и шведы, облава на него закончилась полным фиаско - три шведских военных корабля были взяты на абордаж бойцами Роде. "Наказной капитан" Ивана Грозного продолжал наводить страх на балтийских купцов, список его побед пополнялся, добыча лилась рекой, вот только договоренность о сбыте всего награбленного в русских портах зачастую не выполнялась, хотя и без этого подобный флот был царю весьма выгоден.
Закончились приключения Карстена Роде в октябре 1570 г., и нет, ему не изменила удача в море. В один из заходов в порт Копенгагена вся команда вместе с капитаном была арестована датчанами, корабли и наличное имущество изъято. Наиболее вероятно, это было мотивировано тем, что Дания замирилась со Швецией и морской разбойник, отпугивающий купцов, стал не нужен самим датчанам.
Роде отправился в "почетную ссылку" в отдаленный замок в Ютландии, где его удостоил визитом сам король. Бывшему каперу создали хорошие условия проживания и не выдали ни шведам, ни полякам, хотя они этого очень хотели. На этом дальнейшие следы яркого морехода теряются, возможно. он так и закончил свою жизнь, отойдя от морского дела, а возможно, судьба авантюриста преподнесла ему какие-то еще крутые повороты, о которых умалчивают источники.
Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!
Читайте также:
Несломленные защитники Одессы. 411-я береговая батарея
Виктор Хользунов - советский герой боев за Мадрид
Что не успел сделать Сталин для Советского Союза