18.01. Феномен первоначального христианства и возникновение ислама показывают, на что способны идеи.
18.02. Человек непосвященный, не имеющий возможности наблюдать за поведением автономных комплексов, в большинстве случаев склонен возводить происхождение психических содержаний к окружающему миру, сходясь в этом с общепринятым убеждением.
18.03. В высшей степени вероятно, что активизация того или иного архетипа зависит от изменения статуса сознания, требующего какой-то новой формы компенсации.
18.04. История догмата о Троице предстает в качестве постепенного проступания некоторого архетипа, который упорядочивает антропоморфные представления об Отце и Сыне, о жизни, о различных ипостасях и т.д., выстраивая их в архетипическую, т. е. нуминозную, фигуру "Пресвятой Троицы".
18.05. "Святость" какой-либо идеи или вещи означает, что они наделены высшей ценностью, перед лицом которой человек, образно говоря, немеет.
18.06. Святость дарит откровение; она есть сила озарения, исходящая от архетипической фигуры.
18.07. Человек никогда не ощущает себя субъектом подобного процесса, но всегда лишь его объектом. Не он воспринимает святость, но она охватывает и пленяет его; не он познает ее откровение, но она открывается ему, причем он даже не может похвастаться, что правильно понял открывшееся.