Найти тему
Валерий Галашевский

ГЛУХОЙ ЗВУК рассказ

         

Фото к рассказу "Глухой звук" Автор рассказа и фото В.А.Галашевский
Фото к рассказу "Глухой звук" Автор рассказа и фото В.А.Галашевский

       

Конец февраля никак не хотел уступать наступлению весны: в воздухе кружились снежинки, неприятно прилипая к лицу, а пронизывающий ветер тормозил движение чемодана на колесиках, который везла по перрону железнодорожного вокзала города Тамбова 69-летняя Наталья Николаевна, только что сошедшая с поезда Москва -Тамбов. В другой руке она держала объемную коричневого цвета сумку, а на спине громоздился увесистый черный рюкзак, явно не подходящий женщине среднего роста, которая из-за непосильных нош еще больше согнулась и казалась девочкой-топодростком. 

─Бабуся! Надорвешься!─услышала она громкий голос.─ Давай помогу!

Молодой парень, лет 25, спортивного телосложения, не дождавшись ответа, выхватил из рук чемодан на колесах и сумку и быстренько устремился вперед, а Наталья Николаевна еле поспевала за ним и восхищалась, как он легко  справляется с таким большим количеством вещей, которые она везет своей любимой внучке ,которая уже скоро закончит второй класс. Да и подарки своему сыну и невестке не забыла купить

На следующий день баба с внучкой решили делать домашнее задание по русскому языку. Сашенька бойко достала тетрадки, спешно рассказывала Наталье Николаевне, что им задали и вообще о школе, об учительнице, о подружках, и говорила так быстро, будто боялась, что баба сейчас встанет и опять уедет в Москву, а она не успеет все рассказать. Настроение у Сашеньки было приподнятое, глаза горели, и Наталья Николаевна не могла налюбоваться внучкой и в который раз радовалась ,что у нее растет такая добрая, и любознательная, и открытая для всего мира внучка. Наконец знакомство с тетрадями и учебниками закончилось, и они приступили к домашнему заданию по русскому языку

─Вот смотри ,баба!─тычет в раскрытую тетрадь указательным пальцем Сашенька. ─Надо нам написать какой звук будет, когда произносишь слово слон у буквы « С»,─и она протяжно, словно поет, тянет: С-С-С-ЛОН, делая ударение и выделяя голосом букв « С». Потом, устремив взор в потолок и думая что-то про себя, не переставая произносить букву «С», она продолжает шипеть: «С─ С─ С»─ и, листая тетрадь, находить слово «собака», в котором, ранее был похожий разбор, и учительница красным карандашом подчеркнула в слове букву «С» и написала, что это звук звонкий, перечеркнув написанное словосочетание «глухой звук».

─Вот ,баба! Смотри! Нашла.. Собака начинается с буквы С, и учительница поставила перед ней звонкий звук. Пишем С ─звонкий звук.

─Сашенька!─говорит Наталья Николаевна спокойно и с учительской интонацией. ─ Буква С не может быть звонким звуком. Эта буква всегда была и будет глухим звуком. Вот послушай,─ и она протяжно произносит: « С-С-С-С». Внучка смеется над бабушкой, у которой произношение буквы похоже на шипение кошки перед собакой и хотела бы поверить ей, но останавливает исправленная учительницей запись в тетрадке, что буква С– это звонкий звук. И она бабе не верит и говорит:

─Баба! «С»- это звонкий звук, не глухой. Вот посмотри, что написала учительница, ─ и раскрывает тетрадку в том месте, где учительница красным карандашом вывела напротив С─ «звонкий».

У Натальи Николаевны поднялись брови от увиденного, серые глаза расширились, а морщинки на лбу углубились, стали более выразительнее, и она только и смогла тихо произнести:

─Надо же!?

Сашенька удивленно смотрит на бабушку и не понимает, чему удивляется пожилой человек, когда все ясно и надо быстренько написать «звонкий звук» и с русским будет закончено.

Но бабушка неожиданно для Сашеньки твердо сказала:

─Я, Сашенька, более сорока лет проработала в школе учителем русского языка и литературы и не могу идти против своей совести, так как буква «С» никогда не была и не будет звонким звуком. Учительница просто ошиблась. Такое бывает.

─Нет, баба!─ сказала Сашенька. ─Учительница не могла ошибиться! Она очень хорошая! Она написала «С» ─звонкий, и я буду писать в тетрадке звонкий.

Наталье Николаевне, бывшей учительнице с сорокалетним стажем было до того обидно, что родная внучка в возрасте 9 лет не слушает ее, а все доказывает, что учительница не может ошибиться, что буква «С» звучит как звонкий звук. Но не из слабохарактерных была бабушка, не с такими учениками приходилось спорить и доказывать правоту за свою жизнь. И она решила доказать маленькой внучке, что учительница ошиблась, ведь живой человек, которому свойственно ошибаться.

─Вот, Сашенька, смотри. Я произношу, ─ и Наталья Николаевна, немножко высунув кончик языка, произносит «С─С─С».─ Как слышишь?─ обращается она к внучке.─ Глухо, то есть, не звонко, правда? Почти и не слышно .А вот смотри, я буду произносить «Р-Р-Р!» Ну, как ,звонко! Р- это звонкий звук, а С-глухой. Понятно. Давай-ка, повтори.

Наталья Николаевна раскраснелась. Она почувствовала себя вновь на уроке в школе перед учениками, волосы на голове взъерошились, словом, она увлеклась и ей казалось, что внучка уже поняла, но та, через некоторое время надула губы, опустила свои большие красивые глаза и захныкала:

─Ба! Ба! Я не буду писать, что «С»─глухой звук. Учительница написала…

Упрямство и упорство Сашеньки прервал скрежет замка входной двери. Сашенька и Наталья Николаевна повернули головы в сторону входной двери и увидели высокого, спортивного мужчину, 46 лет, одетого в красную осеннюю куртку. Сашенька, бросив тетрадь на письменный стол, бросилась к отцу.

─Папка! Папка пришел! Баба, смотри, папка пришел!─ радостно восклицала она, бросившись на шею отцу.

─Мама!─обратился он к Наталье Николаевне. ─Я буду только чай, увидев ,что она устремилась на кухню.

─Папа!─пожаловалась дочка отцу.─ Баба меня заставляет по русскому написать, что буква С в слове слон, это глухой звук. А учительница исправила и написала, что буква С- звонкий звук. Я не буду писать, что глухой. Вот смотри. ─ И она раскрыла тетрадь.

Отец, которого звали Вадим, внимательно стал рассматривать запись и подчеркнутое учительницей красным карандашом. Повернувшись к Наталье Николаевне, он сказал:

─Мама! А ведь, пожалуй, учительница ошиблась. Это же, действительно, глухой звук,─ и он как бы в подтверждение сказанному произнес: «С-С-С»

Раздалось шипение, что-то похожее на звуки жареного на сковородке. Сашенька, слушая отца, засмеялась.

─Ну ,что ты смеешься?─ недовольно сказал он.─ Что не бывает ,что учитель ошибается? Бывает. А бабушке ты почему не поверила? Ты хоть знаешь, кто у тебя бабушка? Учитель с  сорокалетним стажем. К ней все учителя, которые с ней в школе работали, за консультацией приходили или звонили. Она очень грамотный учитель. Лучше ее в школе, в которой она преподавала, никто не знает русский язык. А ты обидела бабушку. Она специально приехала из Москвы, чтобы с тобой позаниматься, подготовить тебя к школе А ты!..

Сашенька сидела на маленькой табуретке, опершись локтями о стол и подперев ладонями голову и молчала, не перебивая отца, слушала его. Ей думалось: « Почему взрослые против ее любимой учительницы и не хотят ,чтобы она написала в тетрадке С- это звонкий звук». А тем временем, видя, что настроение у дочки куда-то кануло, будто и не было, Вадим достал мобильный телефон и в поисковике Яндекса нашел слово слон, а затем задал вопрос Яндексу: «Какой звук будет от буквы С, когда ее произносишь». Тут же получил ответ─ глухой. Обрадованный, что он как-то может успокоить и доказать дочери ,что буква с ─ это все-таки глухой звук, он подошел к задумавшейся и насупившейся дочери и показал телефон:

─Вот, Сашенька, смотри, что мне ответил телефон: С─ глухой звук. ─И он победоносно протянул руку с телефоном дочери. Сашенька, услышав, что отец обращается к ней ,стремительно вскочила со стула,( ростом она уже головой доставала грудь отца) и выхватила из рук отца мобильный телефон. В нем она увидела: «Буква С при чтении издает глухой звук». Она несколько раз пробежалась по изображенному в телефоне тексту. А отец стоял и загадочно наблюдал за Сашенькой, за ее порывами, за ее выражением лица, которое менялось чуть ли не  каждую секунду при чтении в мобильном телефоне и был удовлетворен, что, наконец-то, доказал дочке, что она не права, что бывает и такое в жизни, что и учитель может ошибиться.

Но Сашенька, вернув отцу мобильный телефон, опять ушла в свою комнату, опять уселась  на табуретку, подперев ладонями голову и тупо смотря в стену, на которой висело огромное расписание уроков, произнесла плаксиво: 

─Не буду, не буду я писать глухой звук. Я верю Аде Федоровне. Она хорошая учительница… не буду. И все!

Со стороны смотреть на эту упрямицу было просто противно и невозможно. Баба, расстроившись, ушла на кухню, чтобы не нервничать, стала занимать себя мытьем  посуды, которая и так блестела от чистоты. Потом решила ,что надо что-то приготовить на ужин.

Сашенька так сильно разволновалась, что перестала слушать отца и бабушку и , уединившись в своей небольшой комнатке, решила дождаться маму, которая во-вот должна прийти с поликлиники ,где работала медсестрой. Она всегда( до приезда бабушки) делала уроки с мамой и сейчас, сидя на своем маленьком стульчике, питала надежду, что мама ее поддержит, и они вместе напишут в тетрадке «С»─ это звонкий звук. И она никак не могла понять, почему папа с бабушкой против ее любимой учительницы. Она же написала «С»─ звонкий звук, значит так и должно быть.

Как зашла в квартиру Наталья Алексеевна, из присутствующих никто и не слышал. Она удивилась, что ее никто не встретил, и, вешая куртку в прихожей, она слышит звуки телевизора и звон посуды. И ее сильно поразило то, что дверь в комнату Сашеньки была плотно закрыта, и она сразу поняла, что здесь что-то произошло.

Сделав несколько шагов, она приоткрыла дверь комнаты Сашеньки и увидела сидящую дочь с кислой физиономией лица.

─Сашенька!─ осторожно, улыбаясь, она позвала.─ Сашенька вздрогнула от неожиданности и, громыхая стулом, бросилась на шею матери.

─Мама пришла! Мама пришла!─ радостно восклицала девочка, повисая на шеи матери. Наталья Алексеевна была счастлива от такого приветствия дочери и только приговаривала:

─Пусти, задушишь!

Наконец, Сашенька успокоилась и дала матери отдышаться. На шум Сашеньки подошли бабушка и отец.

Когда все собрались, Сашенька стала жаловаться матери:

─Мама! Баба и папа не хотят, чтобы я написала в домашнем задании буква С-это звонкий звук. И говорят, что Ада Федоровна ошиблась. Она не может ошибиться, мы всем классом ее любим, и она такая хорошая.

После слов Сашеньки лицо у Натальи Алексеевны стало более серьезным, улыбка исчезла с лица, и взгляд серых глаз устремился в тетрадку, которую уже успела подать дочка, в которой она указательным пальцем показала запись учительницы: «С»-это звонкий звук. По мере того, как она читала, потом еще раз и еще, лицо у нее менялось от удивления и, видимо, думала, как все это преподнести Сашеньке. Не только Сашенька, но и отец с бабушкой выжидали, что скажет мама. Все незамедлительно ждали ответа. Видя, как насторожилась Сашенька и ждет ответа, она сказала:

─Так это все очень просто! Мы сейчас вот…

─Ура!─перебивая Наталью Алексеевну, ─воскликнула Сашенька. ─Буква С─ это звонкий звук! Ура! Звонкий! Правда ,мама? Ты это мне хотела сказать?! Ведь учительница права?!

─А мы сейчас спросим обо всем у самой Ады Федоровны! Ты же, Сашенька, будешь не против, если мы ей позвоним? И тогда все встанет на свои места, ─слукавила Наталья Алексеевна, чтобы не огорчать следующим признанием о звуке буквы С,─ звоним?!

─Звоним!─обрадованно запрыгала Сашенька, будто выиграла в какую-то детскую игру игрушку.─ Звоним! Звоним,─ продолжала повторять она.

Наталья Алексеевна достала из сумочки мобильный телефон и набрала номер учительницы.

─Алло! Ада Федоровна? Это беспокоит мама Сашеньки. Мы делаем домашнее задание по русскому языку, и у нас возник спор. Буква «С» ─это глухой звук или звонкий? Сашенька упорствует, что это звонкий, так как вы в тетрадке исправили и написали звонкий. А она верит только вам и больше никому. 

─Неужели написала, что буква «С»─ это звонкий звук?─ удивилась учительница

─Да! Да! Именно так!─заспешила Наталья Алексеевна.─ Сашенька вас очень любит, для нее вы─ авторитет. Мы все ей говорим, что С─ глухой звук , а она на своем : «Учительница написала в тетрадке и все тут. Ничего не можем поделать. Упрямство, капризы»…

─Знаете, будто извиняясь сказала учительница, Я ошиблась. Много тетрадей проверять ,заданий ,новые методы изучаем. Видимо, машинально написала -звонкий.

─Вот и мы говорим Сашеньке то же самое. Что преподаватель может ошибиться. Такое тоже бывает. Но она не хочет верить...

─А она где? Рядом? Так дайте ей трубку, я все ей поясню.

Во время разговора мамы с учительницей Сашенька стояла и не отрывала глаз от мамы. Она вслушивалась в каждое ее слово, фразу и старалась не пропустить, а, наоборот, жадно ловила каждое слово. И ее детское сознание никак не могло понять, что это взрослые все решают, какой будет звук─ ведь все уже давно понятно.

Наталья Алексеевна передала мобильный телефон Сашеньке:

─С тобой хочет поговорить Ада Федоровна, ─ сказала она.

─Алло! Сашенька! Добрый вечер!─услышала ученица в трубке.─ Это Ада Федоровна. Ты только, Сашенька, не волнуйся. Знаешь, ну как тебе более по-простому объяснить. Я ошиблась. В тот день много было занятий, навалилась большая проверка тетрадей, да и по дому надо было хозяйственные дела поделать, вот и спешила и сделала машинально: вместо глухого звука исправила на звонкий. Ты уж прости меня...

Автор рассказа "Глухой звук" В.А.Галашевский 27 августа 2023 г.

Все права рассказа "Глухой звук" защищены,и любая часть его не должна воспроизводиться в какой- то ни было форме и какими- то ни было средствами без письменного разрешения автора. В.А.Галашевский 27 августа 2023 г.